Порой для того, чтобы создать секту, хватает красивой легенды

Ересь богомилов: средневековое фэнтези

Мы продолжаем серию статей, посвященных ересям далекого прошлого и нашего времени. Сегодня речь пойдет о богомилах — гностической ереси, возникшей в славянских землях и на много веков сумевшей стать практически альтернативной христианской Церковью. А заодно и головной болью для Церкви неальтернативной, как Католической, так и Православной.

С первого же взгляда на ересь богомилов невольно испытываешь удивление: надо же — старый добрый гностицизм, только в славянском варианте! Но куда делась элитарность сект эллинских интеллектуалов? Простые крестьяне, городские низы, бедные странствующие монахи — да еще и в самых что ни на есть варварских землях! Гностики бы очень удивились.

Читайте также: Манихейская ересь: компот из религий

И уж конечно ни о каких гностиках эти славянские бунтовщики не слышали. Не слыхали они, скорее всего, и о манихеях, в которые их с радостью записывали церковные исследователи и искоренители старо-новой ереси. Хотя отдаленными потомками манихеев они скорее всего все-таки являлись.

Несмотря на множество красивых вариантов происхождения названия ереси — "люди, милые Богу", "любящие Бога" и подобные — реальность несколько прозаичнее. Основателем нового течения стал болгарский поп Богомил (возможно, греч. Феофил), живший в начале X века, от имени которого и пошло название богомилы (богумилы).

Почему именно Болгария стала родиной нового мощнейшего еретического течения? Как ни странно, семена будущей ереси на болгарские земли забросили вполне православные византийские императоры. Только что были разгромлено государство павликиан, основные положения учения которых легко узнать в богомильстве. Императоры Византии пересилили часть павликиан в другую часть государства, во Фракию — где они в обмен на веротерпимость со стороны империи должны были защищать ее от скифов. Императоры даже не предполагали, на какую благодатную почву упали семена вроде бы поверженной ереси…

Болгарское царство в ту пору только приняло христианскую веру, но продолжало колебаться между двумя духовными центрами христианства — Римом и Константинополем. Несмотря на то, что последний был гораздо ближе к Болгарии, византийцы все еще воспринимались как враги, захватчики, и цари, склонявшиеся к Константинополю, не пользовались поддержкой народа. Тем более смущало простых болгар византийское духовенство, уже привыкшее к роскоши и особо ее не стеснявшееся.

Вот тут-то и прозвучала проповедь Богомила и его учеников. Бедность всячески превозносилась и восхвалялась. На богачей, напротив, обрушивались проклятия. Все атрибуты византийской Церкви — пышное богослужение, храмы, культ икон, мощей, священство — объявлялись не только ненужными, но и прямо дьявольским изобретением. Таинства Церкви отрицались полностью. Стоит ли удивляться, что простой народ с огромным энтузиазмом воспринял новую проповедь, а сами учителя богумильства были окружены почитанием?

Впрочем, отрицая церковную иерархию, богомилы очень быстро породили свою. Новое сообщество делилось на слушающих, только знакомящихся с богомильским учением, верующих, ставших членами общины, и совершенных. Последних было очень мало, и пользовались они огромным уважением и авторитетом. Совершенные не ели мяса, не пили вина, вели крайне аскетический образ жизни и одевались в черные монашеские одежды. По некоторым сведениям, общины возглавлялись "учителем", каждому из которых помогало 12 "апостолов". Позже в Боснии у богомилов был общий глава — дедец (дед). Посвящение в совершенные было особым таинством.

Через 200 лет со всеми этими проявлениями столкнется и католическая Европа, новых еретиков назовут катарами, но их связь с болгарскими богомилами ни для кого не будет секретом.

Читайте также: "Культ карго". Как рождается религия

За этой формой, столь привлекательной для простых людей, не всегда было видно содержание. А содержание богомильского учения заслуживает особого внимания! Казалось бы — очередной пересказ гностических концепций. Однако в устах народных проповедников сложнейшие гностические эзотерические системы, в которых с трудом разбираются даже специалисты, превратились в яркие и красочные мифы, своего рода средневековое фэнтези. Народ получил то, что ему так не хватало: вместо сложного греческого богословия — увлекательные мифы, вместо заносчивых иностранныхклириков—нищенствующие соплеменники-проповедники.

В общем, было у Бога-Отца два сына. Сатанаил, старшенький, и Христос, младший. И очень захотелось Сатанаилу самому править, без отца, и трон свой поставить на седьмом небе. Для этой цели он начал подбивать ангелов к непослушанию, ведя с ними такие беседы: "И каждому из них говорил: "Сколько должен ты хозяину своему Богу?" Первый ответил: "100 мер пшеницы". И сказал ему Сатана: "Возьми перо, чернила и пиши: 60". И второго спросил: "А ты сколько должен Хозяину своему?" Ответил он: "100 больших кувшинов масла". "Садись, — сказал Сатана ему, — и пиши: 50". Вот так, оказывается, несложно склонить ангелов к мятежу. Ну какие гностики бы до такого додумались?

Как не трудно догадаться, дело для Сатанаила кончилось плохо, и он был сброшен на Землю, увлекши за собой треть небесных ангелов. Но Земля представляла собой водную поверхность, и Сатанаилу пришлось творить все то, что нас сейчас окружает — сушу, растения, животных и т. д. Когда же дело дошло до людей, у бунтовщика получилось сотворить лишь их тела. Дальше варианты разнятся.

По одной из версий, "потом надумал он создать человека по подобию своему, чтобы тот служил ему. Для этого приказал Сатанаил ангелу третьего неба войти в глиняное тело. Взяв часть этого тела, изготовил он другое — в виде женщины, и приказал ангелу второго неба войти в женское тело. Как только увидели ангелы себя облаченными в смертные одежды и разными по облику, т. е. мужчиной и женщиной, горько заплакали. Потом повелел им Сатанаил совершить плотское деяние, т. е. совокупиться глиняными телами, и не ведали они, что грешат".

Читайте также: Звездная пыль в глаза: астрология vs религия

По другой версии, Сатанаил упросил своего отца создать для людей души, пообещав, что его сатанинская власть распространится лишь над телами, а души отойдут к Богу, постепенно восполняя число отпадших ангелов. Однако вскоре старшему сыну захотелось владеть людьми безраздельно. Он соблазнил Еву, произведя от нее своих потомков — Каина и сестру его Каломену. Так что потомство Адама в итоге оказалось смешано с потомством Сатанаила. Много и других дел натворил восставший божий сын: смешал языки людей, навел на землю потоп, разрушил хороший город Содом, дал Моисею на Синае Закон для порабощения человека. Все это делалось для того, чтобы люди забыли о своем истинном предназначении: восполнить на небесах число отпадших ангелов.

Наконец Богу это все надоело. Он произвел из Себя младшего сына — Иисуса, который в призрачном теле сошел на землю, войдя в одно ухо ангела Марии и выйдя из другого (своеобразное понимание непорочного зачатия). Сатанаил организовал убийство своего брата, но распятие оказалось не более чем фарсом, так как тело сына Божьего было призрачным.

Наступил час расплаты. Иисус явился блудному братцу на третий день после распятия, вырвал из его имени божественную частицу "ил" (так Сатанаил стал сатаной), сковал его и низверг в Тартар.

Но даже несмотря на все это, дело скованного сатаны живет и пока что побеждает. Появилась христианская Церковь, спутавшая бога Ветхого Завета — Сатанаила и Бога Нового Завета, Отца. Все ее установления совершенно не нужны, а чудеса, происходящие от мощей святых, совершаются бесами, сидящими рядом с ними. Но это скоро закончится — благодаря проповеди богомильства все больше людей вспоминают о своей ангельской природе и восполняют число ангелов. Как этот процесс завершится, наступит конец света, и плохие люди вместе с сатаной навсегда отправятся в ад.

Вот такими ярким красками заиграл в народных преданиях древний гностицизм! К сожалению, мрачная суть его от этого не изменилась: те, кто воспринимал учение богомилов всерьез, а не просто как красивую страшноватую сказку, проникался их отношением к миру как к порождению сатаны, а ко всем человеческим радостям — как к безусловному греху.

Читайте также: Ересь Симона Мага: благодать по сходной цене

Жесткое деление на верующих и совершенных закрепило двойную мораль ереси: простой человек может грешить, ибо он слаб. Главное, чтоб он чтил совершенных учителей. Это резко отделяло богомильство от христианства, в котором к святости были призваны все люди и путь совершенства был общим для всех.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Афанасий Савельев
Афанасий Савельев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы