13 февраля церковь чтит память врачей Кира и Иоанна

Бессребреники — борцы за бесплатную медицину

13 февраля Церковь отмечает день памяти врачей-бессребреников и мучеников Кира и Иоанна, а также пострадавших вместе с ними мученицы Афанасии, со тремя ее дочерьми: Феоктистой, Феодотией и Евдоксией. Кто же такие бессребреники, почему Церковь издавна почитает и особо отмечает этот статус, полагая его одним из святых подвигов во имя Христово?

Святой Кир, живший в конце третьего-начале четвертого века, вначале был врачом в Александрии, крупном средиземноморском городе и столице Египта. В совершенстве изучивший врачебную науку, он, кроме того, был еще и ревностным христианином. При лечении больных он старался не только избавить их от телесной немощи лекарствами, но и исцелить их душу, приводя ко Христу. Денег же за лечение он не брал, почему и получил звание "бессребреника".

В это время как раз началось самое значительное гонение на христиан римского императора Диоклетиана и его преемников. Обвиненный перед правителем Александрии в непочитании языческих богов и распространении неугодной властям христианской веры, Кир вынужден был оставить родной город и уехать в Аравию, где гонение не приобрело столь массовый характер. Здесь к нему присоединился Иоанн, ранее служивший в римской армии, но после начала репрессий покинувший воинскую службу.

Не стоит думать, что Кир и Иоанн трусливо бежали от гонений, побоявшись принять смерть за Христа. Господь однозначно призывает своих последователей идти на мученический подвиг лишь тогда, когда невозможно иначе избежать отречения от веры. Слова Евангелия: "Гонят вас в одном граде — бегите в другой" указывают на вполне допустимый для христианина побег во время репрессий, без немедленного принятия мученического венца.

Однако через несколько лет, ушедшие от одной волны языческих преследований святые, все же решили пойти на высший подвиг веры. В это время, в египетском городе Кинопе была арестована христианка Афанасия, с тремя дочерьми, 15, 13 и 11 лет. Опасаясь, как бы женщина не отреклась от Христа под угрозой мучений своих детей, Кир и Иоанн прибыли в город, чтобы поддержать ее. Там они и были схвачены слугами правителя. После многочисленных пыток и Кир, и Иоанн, и Афанасия с детьми были казнены, но так и не отреклись от своей веры.

Читайте также: Косьма и Дамиан: исцеление водой и верой

По большому счету, рассказанный сюжет довольно типичен для истории христианской святости первых веков после Рождества Христова. Однако не даром в "титуловании" святых Кира и Иоанна звание "бессребреники" стоит даже раньше "мучеников". И дело тут даже не только в чисто формальной хронологии их подвига.

Бессребреничество, безвозмездное врачевание, целительство — эти слова-синонимы являются важными атрибутами христианства с момента его возникновения и до наших дней. Они противопоставляются корыстолюбивой сути медицины, идущей из глубины веков. Ведь на самом деле плата врачу была изначальным условием его помощи.

Часто в популярной прессе при освещении дела какого-нибудь врача-взяточника можно встретить патетическое заявление: "А ведь он давал клятву Гиппократа!" Хотя писать такое можно лишь никогда не прочитав не только эту клятву, но и трудов знаменитого древнегреческого врача, который прямо писал: "Врач, не берущий за свою работугонорара, подлежит изгнанию из врачебной корпорации".

Упоминаемая же клятва действительно требует от целителя "приходить в дом лишь для блага больного", но о финансовых вопросах скромно умалчивает. А эпизодическое упоминание в ней о "бесплатности" касается лишь одного момента — обещания врача безвозмездно выучить врачебному искусству детей своего учителя — если те, конечно, захотят идти по стопам отца.

Каковы же были "расценки" на лечение в древние времена, можно судить, например, по закону шумерского царя Хаммурапи, согласно которому минимальный гонорар доктора за излеченного больного составлял двухмесячный заработок рабочего-поденщика. Правда, в случае, если пациент, за лечение которого взялся незадачливый "эскулап", умирал — последний мог поплатиться отрубанием руки. Но до такой крайности обычно не доходило: родные умершего больного довольствовались крупной денежной компенсацией, выплатить которую при указанных "тарифах" виновнику не представляло особого труда.

Надо ли объяснять, что древние христиане просто не могли следовать всем положенным традициям современной им медицины? Вместо того, чтобы "драть" с умирающих последнюю рубашку, они лечили бесплатно — хотя, конечно, не всегда отказывались от умеренных пожертвований богатых пациентов. Но делали они это не до лечения, а уже после исцеления больного — в качестве добровольного подарка за спасенную жизнь и здоровье.

Читайте также: "Православие или смерть" — это экстремизм?

Неудивительно, что такое "бессребреничество" вызывало лютую ненависть "коллег по врачебному цеху". Это же было, с их точки зрения, осуждаемым самим Гиппократом "демпингом", ведущим к снижению их доходов! Жития святых бессребреников полны прямых и косвенных упоминаний о подлых поступках языческих врачей, видевших в святых опасных конкурентов. Тот же Кир уехал из Александрии, судя по всему, после доноса местных "эскулапов".

Одного из самых знаменитых целителей, великомученика Пантелеимона, бывшего тайным христианином, "сдали" императору Диоклетиану другие придворные медики, ревнуя к его профессиональным успехам. Преподобного Агапита Печерского точно из такой же ревности пытался отравить врач-армянин — правда, после неудачи своего преступного замысла раскаявшийся и даже постригшийся в монахи.

Бессребреники, добровольно ставшие мучениками, пойдя на свой последний подвиг, ничуть не изменили заповеди "любви к ближнему" во имя любви к Богу. Ведь перейдя в жизнь вечную, они получили от Бога право оказывать помощь не только своим соседям и соотечественникам в краткий век земной жизни, но всем, обращающимся к ним с молитвой о себе и о родных. Причем, нередко в таких случаях когда медицина бессильна, вне зависимости от толщины кошелька.

Помощь болящим приходит и от прикосновения к мощам святых, и от помазывания освященным на этих мощах маслом, через молебны и участие в литургии, как в дату памяти бессребреников, так и в любой другой день. И пока существует мир — святые бессребреники и дальше будут подавать свою чудесную помощь всем просящим ее с верою…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить