Память Святителя Московского Филиппа празднуется 22 января

Святитель Филипп, Грозным замученный...

Православная Церковь играет важную роль в нашем обществе. Ее слово может повлиять на решение тех или иных государственных вопросов. Но что происходит, когда государственная политика вступает в прямое противоречие с заповедями Божиими? Предстоятелю Церкви приходится делать выбор: предать Небесного Царя или открыто выступить против земной власти. Святитель Московский Филипп, память которого празднуется 22 января, выбрал второе.

Митрополит Филипп, в миру Федор Колычев, происходил из знатного боярского рода, занимавшего видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец готовил сына к государственному служению. Великий князь Московский Василий III, отец Ивана Грозного, приблизил ко двору молодого Федора, которого, однако, не манили открывающиеся перспективы. Юноша все глубже погружался в чтение священных книг, посещал храмы. Наполненная суетой московская жизнь угнетала его.

Однажды во время богослужения Федору запали в душу евангельские слова: "Никто не может работать двум господам". Они и решили его дальнейшую судьбу. Не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина боярин покинул Москву. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. Через полтора года игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его в монашество с именем Филипп.

В 1546 году в Великом Новгороде архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новый игумен проявил себя как грамотный хозяйственный администратор: утроил сеть каналов между многочисленными озерами на острове, поставил на них мельницы, на островах и в поморских вотчинах возвёл новые хозяйственные и промышленные сооружения, ввел механические усовершенствования в монастырские промыслы. При нем Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья. Активно развивалось и церковное строительство: были построены Успенский и Преображенский соборы, Филипп завел в монастыре колокола вместо бил и клепал, воздвиг для братии двух- и трехэтажные кельи и больницу. В эти годы в обители процветала и духовная жизнь.

Читайте также: Косьма и Дамиан: исцеление водой и верой

В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в юные годы Иван Грозный. Он задумал поставить Филиппа Московским митрополитом. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни не будет иметь ничего общего с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

Филипп долго отказывался возложить на себя тяжкое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иваном Грозным он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, они пришли к кажущемуся компромиссу. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святителя Филиппа на Московскую кафедру.

Осенью 1567 года, только царь выступил в поход на Ливонию, как узнал о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иван Грозный сурово расправился с заговорщиками. Святитель Филипп выступил в защиту казненных.

Окончательный разрыв между митрополитом и царем наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его. Владыка прервал службу и начал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "В сем виде,в сем одеянии странном не узнаю царя православного; не узнаю и в делах царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская.

Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно! В языческих царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства, и совершаются именем царским!"

Читайте также: Что сказал бы нам Серафим Саровский?

Участь святителя-исповедника была решена, но царь хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Нашлись лжесвидетели: это были иноки Соловецкой обители — его бывшие ученики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Отвергнув все обвинения, он пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято.

Уже после вынесения приговора о пожизненном заточении в темнице святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Окончательным местом его заточения стал Тверской Отрочь монастырь.

23 декабря 1569 года святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. За три дня святой предвидел окончание своей земной жизни и причастился Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. "Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел". Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу за алтарем храма и опустили в нее священномученика на глазах Малюты.

В 1591 году, по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Филиппа были доставлены из Отроча монастыря в эту северную обитель. Убийство святителя черным пятном легло и на без того не безгрешную душу Грозного, и омрачило его память в глазах потомков. Хоть немного искупить грех своего венценосного предшественника решился государь Алексей Михайлович: в 1652 году он велел перенести мощи святителя в Москву и прочитать перед его гробом покаянную грамоту.

Читайте также: Илья Муромец — святой богатырь

"…великому господину, отцу отцев, преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексей, чадо твое, за молитв святых твоих здравствует… молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием…Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко…" — нараспев читал новгородский митрополит Никон, приехавший за мощами в Соловецкий монастырь.

Сейчас честные останки храброго святителя-исповедника находятся в московском Успенском соборе. Митрополит Филипп почитается святым с конца шестнадцатого века.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить