Подружится ли Церковь с Синагогой?

Повинны ли евреи в распятии Христа?

Папа Римский Бенедикт XVI в своей книге "Иисус из Назарета" пытается разрубить один из сложнейших гордиевых узлов межрелигиозных отношений. Он объявил, что все две тысячи лет христианства евреев несправедливо обвиняли в казни Христа. Папа считает, что нельзя обвинять в смерти Спасителя целый народ. Евреев следует исторически оправдать: ответственны за распятие не они. А "храмовая аристократия" и "мятежники", вытребовавшие у Пилата казни Христа. Но достаточно ли этого, чтобы Церковь подружилась с Синагогой?

Евреи в казни Христа невиновны — такова одна из основных мыслей книги-биографии "Иисус из Назарета", вышедшей из-под пера Папы Римского Бенедикта XVI. Нельзя винить целый народ в том, что его представители две тысячи лет назад потребовали распять Спасителя. Пора, считает Папа, окончательно снять с иудеев клеймо "богоубийц", долгие века питавшее "антисемитские чувства" христиан. Собственно, еще в 1965 году Второй Ватиканский собор признал, что смерть Христа не должна ложиться на весь еврейский народ. Теперь Бенедикт XVI решил подвести богословское обоснование под эту мысль.

"Евреи и христиане стремятся сохранить святость таких священных ценностей, как человеческая жизнь, центральная роль семьи, свобода веры и образование молодежи — ради здорового обществ. Эти темы — первые этапы на пути к большему взаимопониманию. Доверие — обязательный элемент. Церковь в дальнейшем должна заниматься истинным примирением между христианами и евреями", — сказал в 2009 году Бенедикт XVI.

А в своей книге "Иисус из Назарета" он продолжает рвать завесы непонимания между сторонниками двух религий. И бьет в то, что считает болевым центром — в вековечное обвинение еврейского народа в распятии Христа.

"Неправомочно трактовать Святое писание так, как это принято в современном западном мире, где считается, что евреи потребовали распять Христа", — пишет в своей книге Бенедикт XVI. И напоминает, что все первые христиане, апостолы и сама Дева Мария были евреями. Посему нельзя ненавидеть целый народ за то, что совершили отдельные его представители. Аргумент против антисемитов убедительный. Хотя не новый.

Читайте также: Иоанн-Павел II — "папа" интернета?

Ради того, чтобы вывести евреев из-под удара евангельских слов, Папа предлагает довольно оригинальную трактовку библейских эпизодов. "Разве весь еврейский народ мог присутствовать (при суде Пилата) и требовать смерти Иисуса?" — спрашивает Папа. Весь не мог, но полагать, что там собрались только сторонники мятежника Вараввы, как это делает Бенедикт XVI, тоже вряд ли можно. Хотя бы потому, что "первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить" (Матф. 27:20), что не произошло бы, если бы там были сплошные мятежники изначально. Они бы без всякого "возбуждения" просили.

Еврейские общины мнение Папы, разумеется, приветствуют. "Это важный шаг вперед. Это опровержение многовековых богословских оправданий антисемитизма", — заявил Алан Стейнберг, вице-президент Американского объединения жертв Холокоста и их потомков. Но "шаг вперед" куда?

Утверждение дружбы — дело благородное, никто не спорит. Но невольно задумываешься: приведет ли это к действительному сближению двух религий. Только ли в клейме "богоубийц" дело? Достаточно ли отменить обвинения евреев в убийстве Христа, чтобы Церковь и Синагога все простили друг другу?

Заостряя вопрос — сильно ли сами евреи страдают от этого "клейма"? Страдают не в смысле отношения к себе со стороны внешних, а именно внутри себя. Тяжело ли им ощущать себя "христоубийцами"? И зачем евреям дружба с Церковью — что они готовы ради этой дружбы сделать и дать? Или свое оправдание они воспринимают как само собой разумеющуюся уступку Церкви, ни к чему их не обязывающую?

Что такое "истинное примирение" между христианами и евреями? Достаточно ли для этого усилий одной — только христианской — стороны? Что делают в Израиле? Есть ли там хоть один шаг навстречу христианам, попытка подружиться с ними? Нет.

"В еврейской ментальности христианин… — это тот, кого лучше избегать. Дети, изучая в школе историю своего народа, узнают о преследованиях евреев христианами. Серьезной проблемой является позиция некоторых работодателей, которые не берут на работукатоликов.Бываютпроблемы и в школах, где некоторые дети плохо относятся к детям-католикам, тут даже не помогают и усилия воспитателей", — говорит католический священник Славомир Абрамовский, живущий в израильской Хайфе. Ортодоксальные иудеи плюют под ноги священникам, видя на их груди крест. И это не худшее: могут и камнем кинуть.

Читайте также: Иерихон — ключ к Земле Обетованной

Доходит до идиотизма: раввины требуют, чтобы в школах математический знак "+" заменяли знаком "Т". Причина? А детей, привыкших к плюсу, сложно будет потом научить плевать на крест, говорят раввины. Скажите, нет ли в этом некоего… антихристианизма? Неужели извиняться и уступать должны только и постоянно христиане?

Давайте скажем откровенно: никто не ненавидит евреев конкретно за то, что когда-то их предки распяли Христа. Ведь никому не приходит в голову ненавидеть потомков тех римлян, которые, собственно, и совершили казнь. "Антилатинистов" в истории никто не припомнит, хотя распоряжение о казни отдал римлянин Пилат, а в Римской империи долгих три века христиан гнали и убивали.

Причина этому проста до безобразия. Евреи не считают себя богоубийцами. Евреи за всю историю ни разу не раскаялись в своей причастности к распятию Христову. Нигде не было вслух сказано: "Эх, погорячились отцы наши, убив сего праведника". Более того, противостояние христиан и иудеев всю историю строилось именно на том, что обе стороны отстаивали свою правоту. Христиане видели в евреях потомков виновников распятия. Верно. Но и евреи всю историю считают, что "правильно распяли". За дело. Потому что Ешуа — в их представлении, отступник, богохульник, самозваный Мессия и предатель своего народа.

Отношение иудеев ко Христу в полной мере выражено в произведении "Тольдот Иешу", которое по праву зовется антиевангелием. Этот набор непристойных, непроизносимых оскорблений в адрес Христа, Его матери и апостолов появился вовсе не как ответ на многовековой антисемитизм христиан, а гораздо раньше, в V веке. Из истории известно, что евреи и сами инициировали гонения на сторонников Христа, и выдавали христиан римским властям на казнь. Они были абсолютно уверены, что выжигают из своей среды последователей богохульника, колдуна и лжемессии.

И вот перед этим чудовищным по своей духовной силе разломом остается только развести руки. Можно сколь угодно говорить, что "евреи и христиане стремятся сохранить святость таких священных ценностей, как человеческая жизнь, центральная роль семьи, свобода веры и образование молодежи — ради здорового общества. Эти темы — первые этапы на пути к большему взаимопониманию. Доверие — обязательный элемент. Церковь в дальнейшем должна заниматься истинным примирением между христианами и евреями".

Читайте также: Иерусалим: вдоль городских стен

Но это не более чем прикрывание флером подлинной ситуации, на которую Католическая Церковь предпочитает зажмуривать глаза. Какое "большое взаимопонимание", "истинное примирение", о чем вы? Никакие "священные ценности" не перекроют тот факт, что христианский Бог для верующих иудеев — отступник и богохульник. И вот хоть убейся, иначе не будет. Иначе иудеям придется отрекаться от своей религии. Или христианам от Христа.

Вернемся к антисемитизму, против которого путем уступок борется Католическая Церковь. Победит она его так? Да никогда. Потому что обратного движения со стороны убежденных в своей правоте иудеев нет и не будет. А вечные уступки кому-то вовсе не побуждают этого кого-то любить. Должен быть и какой-то шаг навстречу христианам, только приходится ли его ждать со стороны иудеев?

Но зададимся вопросом: оправдан ли антисемитизм для тех христиан, кто останется при классическом толковании Писания, не выводящем евреев из-под удара? Безусловно, не оправдан. Христиане просто не имеют морального права ненавидеть евреев: об этом и заповедь о любви к врагам, об этом и молитва Христа на кресте "Отче, прости их, не ведают, что творят". Да и как можно ненавидеть народ, чья кровь течет в жилах и Христа, и Девы Марии, и всех апостолов? Антисемитизм — грех, и у него не может быть ни малейшего оправдания, вне зависимости от того, считать евреев виновниками распятия или не считать. Он безусловное зло, как и любая другая неразборчивая ненависть, собственно говоря.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Темы школа