1 января Православная Церковь празднует память Ильи Муромца

Илья Муромец - святой богатырь

Первого января по новому стилю Православная Церковь празднует память удивительного святого — былинного героя Ильи Муромца или, как его именуют в святцах, Илии Муромского. Он не литературный герой, не вымысел, а самый настоящий монах, подвизавшийся в Киево-Печерской Лавре. И самый настоящий богатырь.

Как говорит предание, Илья родился в селе под Муромом в XII веке. Юноша до 33 лет был парализованным и не мог даже самостоятельно вставать с постели. Но годы болезни не сломали его, а наоборот — воспитали в нем огромное терпение, стойкий и сильный характер.

Однажды, когда родители Ильи трудились в поле, в дом явились "калики перехожие". Так в средневековой Руси называли паломников ко святым местам. Паломничество считалось важным и богоугодным делом, а паломники — людьми, совершающими духовный подвиг, подвижниками. По слову подвижников и исцелился неподвижный Илья. По преданию, калики повелели идти на службу к князю Владимиру и сказали: "Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана". Илья доверился им, и всю жизнь ни в какой опасности не позволял себе бояться смерти.

Читайте также: Андрей Первозванный — апостол для Руси

Перед тем, как расстаться с родными местами, Илья помог земледельцам в родном селе. Он расчистил пашню, выкорчевал пни, засеял зерно. После завершения крестьянских работ Илья попросил благословения родителей на военную службу. Вот как об этом говорится в былинах:

Я поеду в славный стольный Киев-град

Помолиться чудотворцам Киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую.

Получив благословение, будущий воин отправился в столицу и попал на прием к князю, называемому в былинах Владимиром. Судя по историческим датам, это был Владимир Мономах. Подобно своему равноапостольному прадеду, этот князь собирал самых отважных людей себе в дружину. Дружина охраняла восточные границы Руси от иноверцев-захватчиков. Служба на границе требовала от воина постоянного напряжения сил: нападения были частыми, бои — кровавыми.

О сражениях Ильи рассказывают русские былины, например, "об Илье Муромце и Идолище поганом", "Соловье-разбойнике", "Калин-царе", и германские саги XII-XIII века. В них описываются служба у русского князя, победа над местными разбойниками и над иностранными захватчиками. В Идолище поганом и Калин-царе видны черты кочевников-язычников. Само слово "поганый" произошло от латинского pagan, что значит язычник.

Читайте также: Апостол Матфей: от мытаря до евангелиста

У русских воинов было такое преимущество, которого не имели многочисленные, жестко дисциплинированные восточные армии: они боролись не только за страну, но и за христианскую веру. Они верили в победу силою Божией даже тогда, когда никаких человеческих сил уже не оставалось. И действительно часто побеждали — ведь "не в силе Бог, а в правде". А русские люди под защитой своих богатырей строили города, храмы, монастыри, пахали землю, растили детей. В монастырях появлялись воины духа — монахи, летописцы, иконописцы.

Сменить подвиг воинский на подвиг монашеский не было на Руси необычным делом: монашество приняли Александр Невский, герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя. Так поступил и ИльяМуромец.Водном из боев он получил тяжелое ранение: брошенное издалека копье (близко к богатырю подходить боялись) насквозь проткнуло левую руку, которой он пытался заслониться, и вонзилось в грудь. Не имея возможности больше участвовать в сражениях, Илья постригся в Феодосиевской обители (Киево-Печерской Лавре).

О жизни его в монастыре мы знаем мало. Иногда ратные подвиги приходилось совершать и там.". Когда на монастырь напали враги, Илья успел одеть всего один сапог, а другим сапогом он разогнал нападавших. После этого ему дали прозвище "Чеботок", что значит "сапог". О духовных же подвигах свидетельствуют его нетленные мощи и прославление в лике преподобных вместе с другими печерскими подвижниками в 1643 году. Память его совершается 19 декабря (1 января по новому стилю).

В 1701 году московский священник Иоанн Лукьянов писал о Ближних пещерах: "Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая его рука изображена крестное знамение". Крестное знамение было современным: три пальца соединены вместе, а два последние пригнуты к ладони. Преподобный молча свидетельствовал в пользу трехперстного знамения и как бы обличал возникший в то время старообрядческий раскол.

Символично, что левая рука преподобного свидетельствует о подвиге воина ратного, а правая — о подвиге воина Христова. Как поется в службе Лаврским святым в печатном сборнике 1763 года: "Илии Муромскаго непреоборимаго воина почитати подвиги дерзаю, в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к Тебе, Христе, глубочайшую ему содела рану".

Во времена Советского Союза власти пытались оспорить идентичность былинного героя Ильи Муромца и преподобного Илии Печерского. Но еще в 1988 году, исследовав мощи святого, ученые подтвердили, что это реальный воин. Илья Муромец был действительно богатырского для тех времен роста — 177 сантиметров. У него невероятно развита мышечная система, а это свидетельствует о том, что человек часто применял физическую силу. Есть переломы и следы ранения грудной клетки и руки колющим предметом. Исследователи также выяснили, что в молодости у богатыря были проблемы с позвоночником, из-за которых он мог страдать параличом.

Читайте также: Иннокентий Иркутский — просветитель Сибири

Советский судмедэксперт Сергей Никитин сделал реконструкцию облика богатыря по черепу. Это был мужчина лет 50 (примерно в этом возрасте он и умер), лысый и с большой бородой, похожий на свою же икону из Лавры.

Русские воины с древних времен до наших дней считали святого Илию Муромского своим покровителем. В годы Великой Отечественной войны его именем был назван бронепоезд, а в 1998 году в одной из воинских частей Подмосковья в честь Ильи Муромца освящен храм.

В Откровении св. Иоанна Богослова есть слова Господа, которые можно отнести и к средневековой Церкви, и, без всякой натяжки, к Илье Муромскому, православному воину и монаху: "Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. …Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, … как сосуды глиняные, они сокрушатся, …и дам ему звезду утреннюю" (Откр. 2:18-29).

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Инна Пастухова
Инна Пастухова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить