Илья Муромец - святой богатырь

Первого января по новому стилю Православная Церковь празднует память удивительного святого — былинного героя Ильи Муромца или, как его именуют в святцах, Илии Муромского. Он не литературный герой, не вымысел, а самый настоящий монах, подвизавшийся в Киево-Печерской Лавре. И самый настоящий богатырь.

Как говорит предание, Илья родился в селе под Муромом в XII веке. Юноша до 33 лет был парализованным и не мог даже самостоятельно вставать с постели. Но годы болезни не сломали его, а наоборот — воспитали в нем огромное терпение, стойкий и сильный характер.

Однажды, когда родители Ильи трудились в поле, в дом явились "калики перехожие". Так в средневековой Руси называли паломников ко святым местам. Паломничество считалось важным и богоугодным делом, а паломники — людьми, совершающими духовный подвиг, подвижниками. По слову подвижников и исцелился неподвижный Илья. По преданию, калики повелели идти на службу к князю Владимиру и сказали: "Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана". Илья доверился им, и всю жизнь ни в какой опасности не позволял себе бояться смерти.

Читайте также: Андрей Первозванный — апостол для Руси

Перед тем, как расстаться с родными местами, Илья помог земледельцам в родном селе. Он расчистил пашню, выкорчевал пни, засеял зерно. После завершения крестьянских работ Илья попросил благословения родителей на военную службу. Вот как об этом говорится в былинах:

Я поеду в славный стольный Киев-град

Помолиться чудотворцам Киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую.

Получив благословение, будущий воин отправился в столицу и попал на прием к князю, называемому в былинах Владимиром. Судя по историческим датам, это был Владимир Мономах. Подобно своему равноапостольному прадеду, этот князь собирал самых отважных людей себе в дружину. Дружина охраняла восточные границы Руси от иноверцев-захватчиков. Служба на границе требовала от воина постоянного напряжения сил: нападения были частыми, бои — кровавыми.

О сражениях Ильи рассказывают русские былины, например, "об Илье Муромце и Идолище поганом", "Соловье-разбойнике", "Калин-царе", и германские саги XII-XIII века. В них описываются служба у русского князя, победа над местными разбойниками и над иностранными захватчиками. В Идолище поганом и Калин-царе видны черты кочевников-язычников. Само слово "поганый" произошло от латинского pagan, что значит язычник.

Читайте также: Апостол Матфей: от мытаря до евангелиста

У русских воинов было такое преимущество, которого не имели многочисленные, жестко дисциплинированные восточные армии: они боролись не только за страну, но и за христианскую веру. Они верили в победу силою Божией даже тогда, когда никаких человеческих сил уже не оставалось. И действительно часто побеждали — ведь "не в силе Бог, а в правде". А русские люди под защитой своих богатырей строили города, храмы, монастыри, пахали землю, растили детей. В монастырях появлялись воины духа — монахи, летописцы, иконописцы.

Сменить подвиг воинский на подвиг монашеский не было на Руси необычным делом: монашество приняли Александр Невский, герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя. Так поступил и Илья Муромец. В одном из боев он получил тяжелое ранение: брошенное издалека копье (близко к богатырю подходить боялись) насквозь проткнуло левую руку, которой он пытался заслониться, и вонзилось в грудь. Не имея возможности больше участвовать в сражениях, Илья постригся в Феодосиевской обители (Киево-Печерской Лавре).

О жизни его в монастыре мы знаем мало. Иногда ратные подвиги приходилось совершать и там.". Когда на монастырь напали враги, Илья успел одеть всего один сапог, а другим сапогом он разогнал нападавших. После этого ему дали прозвище "Чеботок", что значит "сапог". О духовных же подвигах свидетельствуют его нетленные мощи и прославление в лике преподобных вместе с другими печерскими подвижниками в 1643 году. Память его совершается 19 декабря (1 января по новому стилю).

В 1701 году московский священник Иоанн Лукьянов писал о Ближних пещерах: "Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая его рука изображена крестное знамение". Крестное знамение было современным: три пальца соединены вместе, а два последние пригнуты к ладони. Преподобный молча свидетельствовал в пользу трехперстного знамения и как бы обличал возникший в то время старообрядческий раскол.

Символично, что левая рука преподобного свидетельствует о подвиге воина ратного, а правая — о подвиге воина Христова. Как поется в службе Лаврским святым в печатном сборнике 1763 года: "Илии Муромскаго непреоборимаго воина почитати подвиги дерзаю, в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к Тебе, Христе, глубочайшую ему содела рану".

Во времена Советского Союза власти пытались оспорить идентичность былинного героя Ильи Муромца и преподобного Илии Печерского. Но еще в 1988 году, исследовав мощи святого, ученые подтвердили, что это реальный воин. Илья Муромец был действительно богатырского для тех времен роста — 177 сантиметров. У него невероятно развита мышечная система, а это свидетельствует о том, что человек часто применял физическую силу. Есть переломы и следы ранения грудной клетки и руки колющим предметом. Исследователи также выяснили, что в молодости у богатыря были проблемы с позвоночником, из-за которых он мог страдать параличом.

Читайте также: Иннокентий Иркутский — просветитель Сибири

Советский судмедэксперт Сергей Никитин сделал реконструкцию облика богатыря по черепу. Это был мужчина лет 50 (примерно в этом возрасте он и умер), лысый и с большой бородой, похожий на свою же икону из Лавры.

Русские воины с древних времен до наших дней считали святого Илию Муромского своим покровителем. В годы Великой Отечественной войны его именем был назван бронепоезд, а в 1998 году в одной из воинских частей Подмосковья в честь Ильи Муромца освящен храм.

В Откровении св. Иоанна Богослова есть слова Господа, которые можно отнести и к средневековой Церкви, и, без всякой натяжки, к Илье Муромскому, православному воину и монаху: "Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. …Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, … как сосуды глиняные, они сокрушатся, …и дам ему звезду утреннюю" (Откр. 2:18-29).

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Порошенко заявил о безуспешных попытках дозвониться Путину
Порошенко заявил о безуспешных попытках дозвониться Путину
Украинский вице-премьер посчитал отбор на "Евровидение" частью гибридной войны против Киева
Аваков подозревает предвыборный штаб Порошенко в подкупе избирателей
МВД проверит полицейских, пригласивших стриптизершу на корпоратив
МВД проверит полицейских, пригласивших стриптизершу на корпоратив
Феминистки провели протест у военкомата в Петербурге
Дата праздника 23 февраля была назначена случайно
"Экономика России не развивается и даже деградирует"
В столице ДНР остановлен крупнейший металлургический завод
В столице ДНР остановлен крупнейший металлургический завод
В столице ДНР остановлен крупнейший металлургический завод
Росстат: женщин в стране больше, чем мужчин
Таджикистан стал главным поставщиком мигрантов в Россию
"Газпром" планирует закупить ручек на полмиллиона рублей
Украинский вице-премьер посчитал отбор на "Евровидение" частью гибридной войны против Киева
Порошенко заявил о безуспешных попытках дозвониться Путину
Чем Татарстан прогневал федеральный центр
Чем Татарстан прогневал федеральный центр
Чем Татарстан прогневал федеральный центр
Финалистки конкурса по отбору на "Евровидение" от Украины не назвали Крым украинским