Киноэпопея Николая Досталя "Раскол" стала резонансной

"Раскол": ни правых, ни виноватых

Телеканал "Культура" завершил показ исторической киноэпопеи "Раскол". Работа режиссера Николая Досталя и сценариста Михаила Кураева привлекла внимание широкого круга зрителей. Свое мнение высказали как священнослужители РПЦ, так и представители старообрядческого духовенства.

Любой церковный раскол — сложное и болезненное явление. События середины XVII века дают о себе знать в веке XXI. Фильм вызвал широкий общественный резонанс. Представители духовенства, опрошенные рядом ведущих российских изданий, разошлись в оценках.

Не было единого мнения и у представителей различных старообрядческих согласий. Вот что написала "Независимая газета".

Читайте также: Староверы промывают мозги и насилуют?

Александр Антонов, руководитель информационно — издательского отдела Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, считает, что этот фильм — уникальное явление в нашей культурной жизни, потому что тема церковного раскола, по сути, впервые показана на широком российском экране: "Раньше был довольно неудачный показ по Мельникову-Печерскому "В лесах", где киношники вообще убрали старообрядческую тему и свели все к любовным и бытовым интригам. Но там — художественное произведение, а здесь — иллюстрация нашей истории. В этом плане фильм трудно переоценить. Сейчас идет много дискуссий, это хорошо — люди спорят, обсуждают, кто-то кому-то не нравится, кто-то считает, что режиссер на стороне старообрядцев. Это не так. Он советовался с нами, но мы сказали: "Опирайтесь только на нейтральные источники. Не надо делать апофеоз старообрядчеству". Показана, с нашей точки зрения, объективная картина, хотя с отдельными моментами можно соглашаться или не соглашаться. Где-то есть творческие вставки, не подкрепленные сведениями из исторических источников, но они второго плана".

Андрей Щеглов, церковный историк, заместитель председателя Российского совета Древлеправославной Кафолической Церкви, считает иначе:

"Снимая фильм "Раскол", создатели должны были обязательно учитывать, что та традиция, говорить о которой и показывать которую они взялись, еще жива, и потому допускать в фильме исторические несуразности было со стороны авторов ничем не обоснованной самонадеянностью. В эпизодах фильма, связанных с богослужением, не звучит наонное пение. Так, в сцене венчания Алексея Михайловича слышится как раз никонианское партесное пение.

Певчими на крылосах в фильме являются женщины, а такого никогда не было в древлеправославной традиции. Забавляют "канонические" рассуждения протопопа Аввакума, который говорит, что в древности крестились одним перстом, а потом двумя. Создается впечатление, что Аввакум был знаком с трудами Евгения Голубинского, либерального церковного историка XIX века. В руках у Патриарха Иосифа крест, словно сошедший со страниц советской атеистической периодики 20-30-х годов.

Читайте также: Мечта патриарха Никона о великой России

Куда смотрели художники по костюмам и реквизиту? В фильме крестятся в шапках, ходят на крестные ходы в шапках. С покрытой головой крестились и входили в помещения только представители духовенства, но вместо шапок на головах были скуфьи, камилавки и клобуки. Крестное знамение возлагается по-никониански небрежно, совершенно не в древлеправославной традиции. И подобными неточностями полон "исторический" фильм!"

Представители РПЦ и русского старообрядчества дали "Правде.Ру" эксклюзивные комментарии.

Иерей Алексей Лопатин, председатель Издательского отдела Российской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), в целом положительно оценивает фильм:

"Хорошо снят, хоть и с неточностями. Например, в одной из последних серий показано, как сын протопопа Аввакума мажет дегтем гроб. Никакихисторическихсвидетельств по этому поводу нет, это чистый вымысел. С другой стороны, этот фильм не документальный. Его автор в любом случае имеет право на какой-то художественный вымысел. Не в том смысле, чтобы полностью выдумывать какие-то исторические вещи, но на свое личное видение он имеет полное право. Хочу отдельно сказать: на фоне всех исторических, точнее, псевдоисторических фильмов, которые мы видели в последнее время, это лучший фильм.

Было мнение, что в фильме не отображена глубина и боль раскола русской церкви. Но лента охватывает только первые шаги раскола. Раскол только начинается. Весь трагизм и прочее начал развиваться дальше, при царице Софье. А то, что происходило при царе Алексее Михайловиче, сценарий фильма вполне раскрывает. В фильме не стали показывать сцены насилия и пыток на дыбах. И ситуацию с Урусовой показали в смягченном варианте — в жизни было все гораздо серьезнее. (Княгиня Евдокия Урусова — духовная дочь протопопа Аввакума. За следование старой вере подверглась преследованиям и пыткам. Была заключена в подземную тюрьму Пафнутьево-Боровского монастыря, где умерла в 1635 году от истощения. Почитается старообрядцами как преподобная мученица. — Ред.) В принципе, хорошо, что не показали пытки. Главные страдания — не физические, а духовные. Они в фильме представлены достаточно хорошо. По моему мнению, фильму "Раскол" можно смело ставить "четверку" с плюсом".

Читайте также: Патриарх ходатайствует за семейные ценности

Михаил Тюренков, главный редактор интернет-портала "Православная книга России", член приходского совета единоверческого храма Святителя Николая в Студенцах, считает сериал "историософским прецедентом":

"Практически все снятые в течение последнего десятилетия исторические картины ("Александр. Невская битва", "Слуга государев", "1612", "Поп", "Царь", "Адмирал", "Тарас Бульба", "Ярослав — тысячу лет назад" и др.), судя по всему, не преследовали цели историософского осмысления того или иного периода русской истории. В лучшем случае это добротно снятые зрелищные фильмы, в которых исторический сюжет является лишь основой самостоятельного драматургического сюжета, нередко противоречащего реальным фактам.

Тюренков также упомянул об "исторических ляпах", о которых высказывались и другие представители Церкви: "Нельзя сказать, что "Раскол" является безупречным с позиции исторической правды (драматургического вымысла хватает и в нем), но это, пожалуй, первый за долгие годы фильм, который побуждает не только наслаждаться сюжетом, но и осмыслить увиденное. Осмыслить не на уровне "как хорошо, что "наши" победили "ненаших"", а осознав тот катастрофический социальный разлом, который прошел по всей русской цивилизации в результате Раскола Русской Церкви XVII столетия. Не буду оригинальным, повторив фразу Александра Исаевича Солженицына, который еще в 70-е годы прошлого века, сказал, что без раскола XVII века не было бы трагедии 1917 года.

Читайте также: Мандат священнику — не роскошь

Сегодня многие эксперты, обсуждающие сериал, ее повторяют. Но, как мне кажется, далеко не каждый, услышавший или прочитавшие эти слова, вдумывается в их смысл. А ведь смысл на самом деле трагический, демонстрирующий, что русское общество уже три с половиной века находится в состоянии перманентной (хотя и вялотекущей) Гражданской войны. Увы, эта война не миновала Православную Церковь, более того, во многом именно с нее и началась. И хотя сегодня кровоточащая рана церковного Раскола частично зарубцевалась, это не означает, что порожденный ею воспалительный социальный процесс полностью исцелен.

Еще накануне премьеры фильма мне довелось пообщаться с Николаем Николаевичем Досталем, который, в частности, высказал такую очень важную мысль: "Отголоски того, что произошло более 300 лет назад,мыимеемисегодня. Расколрусского народа, произошедший тогда, дал трещины, дошедшие и до наших дней. Мало того, Александр Исаевич высказывался и о том, что Русская Православная Церковь должна покаяться за те гонения против старообрядцев, которые предпринимались с ее благословения. А ведь именно покаяние — это одна из основных составляющих Православия. И эту его позицию я тоже всецело понимаю и принимаю". Как мне кажется, именно к историческому осмыслению и покаянию призывает всех нас сериал "Раскол". Но прежде всего нам нужно как можно лучше изучить эту трагическую веху нашей церковной и общественной истории, понять и осознать ее истоки и смысл. Так и только так мы можем сделать первый шаг к социальному исцелению".

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель Храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, духовник Сестричества имени святителя Игнатия Ставропольского, отметил то, как показаны в фильме характеры главных действующих лиц — протопопа Аввакума, царя Алексея Михайловича:

"Я досмотрел только до четвертой серии. Не знаю, как все будет дальше развиваться, но пока что фильм мне нравится. Он довольно полно отображает тогдашнюю действительность, насколько я сам о ней знаю, конечно, из литературных и исторических источников… И протопоп Аввакум изображен достаточно реалистично. С одной стороны, у него искренняя ревность к вере и подлинное благочестие, а с другой стороны, эти ревность и благочестие у него перерастают в фанатизм.

Читайте также: Об иерейском кресте и российской политике

То же самое, патриарх Никон. С одной стороны, видны его добрые побуждения, которые он закладывал в свою реформу, с другой стороны, высвечивается чиновничий подход к духовным вопросам. Дальше посмотрим, каков будет конфликт героев. Хорошо отображена русская жизнь того времени. С большой симпатией режиссер отобразил царя. В первый раз в русском кинематографе вижу царя, который искренне желает блага своему народу. Как помнят многие, в советской историографии царь Алексей Михайлович — это тиран, кровопийца В этом фильме царь — благочестивый правитель, достаточно молодой, который искренне желает блага своему народу. Разумеется, во многом им руководит патриарх, который старше его годами и более опытен. Но в целом эти герои достаточно хорошо описаны. Я смотрю этот фильм с большим интересом и с нетерпением жду, что будет дальше".

Игумен Сергий акцентировал свое внимание также на отображении в сериале психологии людей того времени:

"Говорят, что психология людей XVII века в фильме не показана. Но в XXI веке показать ее с абсолютной точностью невозможно. Важно и то, какая задача стояла перед автором фильма. Я думаю, что никакое историческое художественное произведение не может полностью всего воспроизвести. Авторы фильма — люди XXI века, которые отлично знают, чем закончились тогдашние события. Для примера: нынешний экономический кризис. Одни говорят, что он только наступает, другие, что он уже наступил, я считаю, что он продолжается. Чем он закончится, мы не знаем. Люди XXII века будут знать, чем он закончится, как эта проблема будет решена. Любое художественное произведение, если оно по-доброму повлияет на современников и подвигнет их к добру, к правде, к поиску истины, достигнет главной цели. Насчет фильма "Раскол" можно сказать, что цель достигнута. История сегодня должна стать одной из главных учительниц нашей жизни".

Тем самым, киноэпопею в целом положительно оценили представители как РПЦ, так и старообрядческой Церкви. И те, и другие посчитали, что, несмотря на некоторые исторические неточности, фильм призывает своего зрителя к осмыслению тех далеких исторических событий и к выстраиванию логической цепочки между периодом Раскола и современностью.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *