Почему появился Успенский пост и зачем он нужен?

Успенский пост, или Цветы для Бога

Успенский пост — самый молодой многодневный пост Православной Церкви. Свидетельства о предпасхальном посте встречаются уже со II века, о Петровом — с IV-V века. При этом целый ряд уставов и типиконов до XII века, перечисляющих все посты и точнейшим образом определяющих их режим, не упоминают об Успенском посте.

Из кратких уставов, известных доныне, впервые указание на Успенский пост мы встречаем в типиконе южно-итальянского Николо-Казулянского монастыря, основанного в 1099 году выходцами из Греции. Этот типикон, вероятнее всего, составлен в XII веке из иерусалимского и студийского уставов и из преданий самого монастыря.

Одно из первых упоминаний об Успенском посте мы находим и в деяниях так называемого "собора соединения", происходившего в 920 году. Этот собор постановил непозволительность четвертого брака, более того, даже троеженцам было разрешено причащаться всего лишь три раза в год: на Пасху, в праздник Успения Богородицы и на Рождество Христово, так как этим праздникам предшествуют посты.

В XI-XII веке появляется специальное исследование некоего Анастасия Кесарийского об этом посте. Древность поста он доказывает ссылками на свидетельства о нем Антиохийских Патриархов и собора соединения и приходит к выводу, что пост соблюдался еще до императора Льва Мудрого (конец IX — начало X века). Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. На нем было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (с 14 по 27 августа по новому стилю).

Читайте также: Пост — дело не личное, а соборное

Мы видим, что на протяжении истории Церкви ее уставы о постах меняются, причем в сторону большей строгости. Появляются новые многодневные посты, к которым не призывал при Своей земной жизни Иисус Христос и которых не устанавливали апостолы. Что это — садомазохизм, попытка власть предержащих сделать народ более внушаемым и управляемым или все же нечто иное?

Когда любящий дарит любимой цветы, для них обоих это действо наполнено теплом и глубоким смыслом. А для стороннего наблюдателя, который никогда не любил и не был любимым, это всего лишь излишняя суета и пустая трата денег. Зачем дарить цветы, если они через несколько дней завянут, а через несколько недель о них никто и не вспомнит? Но дело ведь не столько в самих цветах, сколько в тех чувствах, которые через них можно выразить, и которые потерялись бы в неубедительных словах при попытке их проговорить. Проявить любовь, оторвав что-либо от себя и подарив другому — это нормально.

О бессмысленности христианской аскезы любят рассуждать люди, которые никогда непыталисьразобраться, что жеэто такое, а тем более применить полученные знания на практике. Для них пост — это всего лишь гастрономические причуды в лучшем случае непонятных людей, в худшем — мракобесов. Давайте попробуем посмотреть на это церковное установление не холодным взглядом стороннего наблюдателя, а изнутри христианской традиции.

Читайте также: Батюшка, благословите не поститься!

Скажу банальность: пост — это не кулинарный вопрос. Эту банальность перед каждым многодневным постом повторяют священники и христианские публицисты, а потом она тонет в вопросах "так все-таки, что можно есть?", "а рыбку можно?", "а креветка — это рыба или овощ?" на страницах попсовой литературы о "православной кухне". Пост — это не суровое лицо и вечное "низзя, но хоцца". Пост — это цветы, которые любящие дарят Любимому.

Человек любит Бога и хочет чем-то эту любовь засвидетельствовать, как-то ее проявить. Универсальный способ это сделать — пожертвовать чем-то, отдать что-то свое просто так. Пост, каким он должен быть, подразумевает не только отказ от котлеты. Время, которое человек потратил бы на ее приготовление и неспешное поглощение перед экраном телевизора, логично потратить на молитву или доброе дело. Деньги, которые она стоит, логично отдать нуждающемуся.

Верно говорят, что Богу нет дела до того, что у меня в тарелке. Но Ему есть дело до того, что у меня в душе. А состояние души человека непостящегося, постящегося формально и постящегося по-настоящему действительно разное.

Читайте также: Успенский пост — короткий, но строгий

Любовь — самое парадоксальное чувство из всех, которые может испытывать человек. Когда ты даришь цветы, несмотря на то, что они сегодня есть, а завтра исчезнут, взамен ты получаешь гораздо больше. Ты получаешь тепло, одно воспоминание о котором согреет тебя, когда тебе будет холодно. То же самое и с постом. Человек выходит навстречу Богу, показывает свое желание стать лучше, сделать свою жизнь осмысленнее, делает шаг к настоящему счастью и полноте бытия. И Бог делает шаг навстречу человеку, дает ему силы и мудрость идти по этому пути и дальше. Все остальное — это уже технические вопросы, имеющие смысл лишь тогда, когда сделан осознанный первый шаг.

Логика Церкви в вопросе утверждения Успенского поста — это логика любви к Богу и Божией Матери, праздником в честь которой этот пост заканчивается. А еще это логика любви к человеку. Бог каждому дает столько, сколько тот готов вместить. В мелкую душу, заполненную страстями и суетой, много любви и радости не войдет. В широкую душу, да еще и очищенную от всего наносного, войдет гораздо больше.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *