В самой демократической стране мира к атеистам относятся хуже, чем к геям и лесбиянкам

CША: легко ли быть атеистом?

В США считается хорошим тоном быть религиозным человеком. Добропорядочные граждане Америки обязательно молятся перед едой и посещают церковь. В "стране победившей демократии" есть место всем религиям, кроме атеизма. Американцы воспринимают атеистов как нечто чуждое американскому обществу и относятся к ним хуже, чем к сексуальным меньшинствам.

Исследования американского общества показывают, что быть атеистом за океаном просто не принято. Жители США, мягко говоря, недолюбливают атеистов и не доверяют им. В апреле этого года Университет Миннесоты провел соответствующий опрос. Специалисты говорят, что полученные ими данные "удивляют". Удивляют тем, что толерантное американское общество неспособно принимать атеистов. В этом плане более выигрышно смотрятся даже секс-меньшинства.

Итак, данные опроса. На вопрос "Одобрите ли вы желание своего ребенка вступить в брак с атеистом?" 46 процентов американцев сказали "нет". Когда был задан такой же вопрос насчет афроамериканцев, сказали "нет" всего лишь 27,2 процента респондентов, мусульман — 33,5 процента. Не одобрили браки с азиатами и латиноамериканцами 18,5 процента опрошенных американцев.

На вопрос "Какие группы не разделяют ваше видение американского общества?" 39,5 процента опрошенных назвали именно атеистов. На этом фоне гомосексуалисты и лесбиянки выглядят куда выигрышнее. За них "проголосовало" 22 процента респондентов. По мнению американцев, мусульмане более лояльны к американскому укладу, чем атеисты. Последователи пророка Мухаммеда получили 26,3 процента "голосов".

Социологи из Университета Миннесоты резюмируют: очень многие американцы воспринимают атеистов как нечто чуждое американскому обществу. Особенно резко негативно отзываются о неверующих людях консервативные протестанты. Руководитель рабочей группы университета, социолог Пенни Эджелл тогда сказала, что такое отношение — "вопиющее исключение из правила общей толерантности". По мнению социолога, такой всплеск отрицательных эмоций по отношению к атеистам не фиксировался уже 30 лет. "Атеисты находятся, по мнению людей, за гранью общественной морали. Американская общественная мораль определяется, прежде всего, религией. Очень многие опрошенные видят атеистов как аморальных людей, преступников и наркоманов. В общем, атеист — это корыстный человек, который не заинтересован в общественном благе", — цитирует слова социолога ABC News. Эджелл говорит, что, "конечно, это пройдет, но не хотелось бы, чтобы в будущем проблема веры в Бога становилась этической проблемой".

В Штатах проблема отношения к атеистам стоит остро. И стоит очень давно. В 1973 году американский математик и писатель Мартин Гарднер посвятил этой проблеме свой роман "Полет Питера Фромма". Герой романа, убежденный протестант, переживает мучительный отказ от веры в Бога и становится атеистом. Перестав быть верующим, Фромм становится в своем некогда дружественном кругу изгоем. Книга, написанная еще в начале 70-х годов, до сих пор считается в Америке маргинальной. Автор назвал свой роман "полубиографической новеллой". "В 1936 году я поступил на магистерский курс по философии, в Чикагский университет. Поступил, будучи протестантским фундаменталистом. В университете я быстро избавился от христианской веры. Это было болезненное расставание с религиозными убеждениями, о чем я подробно рассказываю в своей полубиографической новелле "Полет Питера Фромма", — рассказал писатель в начале этого века журналу Scrptical Inquirer. Гарднер скончался в мае прошлого года в Оклахоме. В этом году "Полет Питера Фромма" был экранизирован. В прессе его уже успели сравнить с нашумевшей лентой "Горбатая гора". Журналисты считают, что "Полет Питера Фромма" может стать поучительной лентой для американского общества. Общество, увидев положение атеистов в США, должно стать к ним более лояльным. Сравнение ленты с "Горбатой горой" здесь не случайно. Видя мучения двух гомосексуалистов, зритель поневоле проникается к ним сочувствием. Так должно быть и по отношению к атеистам.

Вот что говорят сами представители интересов атеистов США. Их мнение в июле этого года процитировала газета The Washington Post.

Том Флинн, исполнительный директор Совета по делам светского гуманизма: "Мы одна из последних групп, дискриминация которой является приемлемой. Исследования показывают, что американцы на выборах президента скорее проголосуют за женщину, мусульманина, гея или лесбиянку, чем за атеиста. Мы, неверующие, остались в обществе аутсайдерами, в том время как другие давно приняты обществом как равноправные члены". Флинн говорит, что, несмотря на это, остается оптимистом. "Мы намерены действовать так же, как делали в свое время сексуальные меньшинства: сделать так, чтоб американцы изменили свое мнение о нас. Вспомним, два или три десятилетия назад большинство людей испытывало к гомосексуалистам отвращение и чувство подозрительности. Теперь люди относятся к гомосексуалистам нормально. Во многом этому поспособствовали активисты гей-движения. По сути, была организованная кампания "Мы везде". Геи и лесбиянки стали появляться в комедиях. Но самым важным оружием в той кампании был много раз повторяемый вывод одного социологического исследования. Согласно ему, геи и лесбиянки составляли десять процентов населения страны (…) Теперь люди не думают о геях и лесбиянках, как о каких-то ужасных монстрах. Американцы рассматривают группу ЛГБТ как коллег, сокурсников, сограждан Америки. Многие знают их как соседей и друзей".

Том Флинн рассказал об эксперименте, который провел в начале 2011 года Университет Британской Колумбии. Руководил экспериментом социальный психолог Уилл Жерве. Эксперт хотел узнать, почему американцы плохо относятся к атеистам. Исследование состояло из нескольких тестов. В одном из них испытуемым предлагались для личного прочтения один текст из трех на выбор. Первый был о вкусной и здоровой пище. Второй текст был отрывком из книги известного биолога Ричарда Докинза и рассказывал о бессмысленности веры в сверхъестественное. В третьем говорилось о росте числа атеистов в Соединенных Штатах. Согласно полученным данным, среди американцев от 18 до 25 лет не менее 20 процентов являются убежденными атеистами. Как заметил Жерве, религиозные люди выбирали текст о росте числа атеистов. Верующие убедились, что атеистов в стране гораздо больше, чем они думали, и после прохождения теста резко сменили свое прежнее негативное отношение к атеистам. Жерве также заметил следующее. В странах, где к атеистам относятся нормально, верующие избиратели более склонны голосовать за политиков-атеистов, чем граждане США. По мнению Жерве, это объясняет, почему нынешний премьер-министр Австралии и вице-премьер Великобритании достигли своих постов, несмотря на то, что открыто заявляли о своем атеизме.

Хемант Мехта, журналист: "Пока христиане остаются в политике доминирующей силой, у атеистов никогда не будет общественной поддержки. Что есть такое в атеизме, что делает нас столь непопулярными и не внушающими доверия? На это есть две причины. Первая: атеистов постоянно демонизируют. Христиане всегда найдут способ работать вместе с мусульманами, иудеями, индуистами или буддистами, потому что те верят в сверхъестественное. У американских христиан один враг — атеисты. Христиане говорят людям: вы не можете быть хорошими без Бога, только Бог даст вам силы в тяжелое время. А атеисты говорят обратное, поэтому они плохие.

Вторая причина: атеисты не боятся говорить правду, какой бы неприятной она ни была. Мы, атеисты, не боимся сказать, что король голый. Мы не боимся сказать людям, что их пасторы и родители порой сами не соответствуют тому, что проповедуют. И мы не боимся давать отпор тем, кто пытается объединить церковь и государство". Мехта считает, что "настоящую правду сердца нельзя услышать ни в церкви, ни в храме. Многим верующим людям трудно совладать с этим противоречием". Журналист считает, что "атеистам наконец-то нужно выйти из туалета, где они до сих пор сидят. Очень важно людям знать о том, что делают атеисты для общества, знать известных людей среди них. Мы много делаем в рамках благотворительности, не меньше, чем религиозные общины, у нас есть свой строгий этический кодекс. Но мы свои моральные принципы не черпали из каких-то священных книг. Они изначально были в нас".

Читайте также:

"Бог в душе", личный и подчиненный

Для чего нужно гражданское крещение?

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы