Смысл православного поминального ритуала

Молитва об упокоении – долг перед умершими

Каждый день мы сталкиваемся с трагедиями, потерей близких и родных. Не впасть в отчаяние помогает вера. Но не все знают, как правильно вспомнить отошедших в мир иной родственников и близких, поговорить о том, что мы можем сделать во спасение душ умерших и какую жертву мы должны принести Богу. В чем смысл православного поминального ритуала?

Самая простая жертва за усопшего (это знает, пожалуй, каждый христианин) — свеча, которая ставится за упокоение души. Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитву за усопших: "Помяни, Господи, души (-у) усопших (-его) рабов (-а) Твоих (-его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное". Полезно в память об умершем делать пожертвования на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

Читайте также: В церковь клиентам не приходить!

Покойного принято хоронить на третий день, а поминать на девятый и сороковой день после смерти. Считается, что ангелы показывают душе покойного в первые три дня после кончины места, где хотел бы побывать умерший. До девятого дня душе демонстрируют все красоты рая и все ужасы ада, на девятый же день начинаются душевные мытарства. Бесы предъявляют на весы правосудия все грехи, когда-либо совершенные покойным, ангел-хранитель — добрые дела умершего. На сороковой день душа предстает пред Богом, и уже сам Господь решает, где будет пребывать она: со святыми в раю или с грешниками в аду. Молитвы за покойного помогают перевесить греховную чашу, если добрых дел недостаточно.

После сорокового дня также необходимо молиться за умерших, только наши молитвы о спасении помогут облегчить участь грешных душ. Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Следует подавать записку "Об упокоении". Моление "Об упокоении" умерших, равно как и "О здравии" живущих христиан означает прошение о спасении душ поминаемых. Благоразумный разбойник просил с креста: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" В ответ на это воззвание Господь Иисус возглашает: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 42. 43). Быть помянутым Господом — то же, что "быть в раю", это значит, бытие в вечной памяти, обретение Жизни Вечной. Стоит ли говорить о необходимости посещения Литургий, где священник приносит бескровную жертву Богу, а молитвы верующих сливаются в общую. Поминовение усопших проходит во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются. Каждый молящийся вспоминает близких сердцу усопших и произносит мысленно три раза "Господи, помилуй" на всякое воззвание диакона, молясь о всех почивших христианах.

Читайте также: Дорога к Храму: ошибки новокрещенных

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Особое место занимает панихида. Обычно во время панихиды все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением "Со духи праведных…".

Не стоит пренебрегать дарованной нам Господом возможностью помочь душам близких, тем самым загладив перед ними вину или вернув им моральный долг. Ведь не всегда успеваешь сделать это при жизни любимых людей.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Александр Новиков
Александр Новиков — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *