Храм Воскресения Христова превратился в магазин

Храм XVI века превратили в пивнушку

Прокуратура города Уржум (Кировская область) сейчас расследует не совсем ординарное дело. Оно касается местной святыни, храма эпохи Ивана Грозного. Храм Воскресения Христова был заложен в XVI веке, во время войны с Казанским ханством. В советское время он был "памятником архитектуры", а в наше время стал "вертепом разбойников". В последние восемь лет в храме пили спиртное, торговали ширпотребом и ремонтировали компьютеры.

Воскресенская церковь в городе Уржуме была построена в XVI веке. Ее заложили по приказу Ивана Грозного, когда царь с войной шел на Казань. Здесь были захоронены первые священнослужители Уржума. Храм не раз перестраивали. В годы Великой Отечественной церковь закрыли. А последние восемь лет памятник архитектуры федерального значения и вовсе превратили в питейное заведение. Еще недавно здесь висела интригующая вывеска бара "Визит". После серии обращений Уржумского благочиния к местным властям, питейное непотребство в святых стенах удалось прекратить. Бар закрыли. Но храм до сих пор верующим не отдали. Там, где некогда был алтарь, сейчас бойко продают тефлоновую посуду и галантерею из Китая и Турции. А там, где был старинный иконостас, предприимчивые деятели ремонтируют офисную технику.

Благочинный Уржумского округа, настоятель Свято — Троицкого собора протоиерей Андрей Лебедев говорит, что храм не хотели передавать РПЦ исключительно по корыстным причинам. Молитвами верующих чиновний карман не набьешь. Вот поэтому в лихолетье девяностых годов "демократическое" градоначалие Уржума отдало святыню на откуп местным предпринимателям.

Читайте также: Прибежище тайных святых в годы "безбожных пятилеток"

Те, недолго думая, приспособили дом молитвы под свои нужды. Храм был перестроен под питейное заведение. Для этой цели вместо старинного окна арендаторы прорубили еще одну дверь и установили на территории храма фонари. В самом храме был оборудован пивной бар. Там, где некогда возносились молитвы Творцу, теперь звучали популярные шлягеры. Вместо священного ладана в воздухе витали алкогольные пары и запах сигарет. А место смиренных верующих заняли уржумцы и гости города, которые в этом баре "культурно отдыхали": распивали спиртное, многоэтажно матерились и выясняли отношения. Если в баре гуляли люди с деньгами, то под сводами храма можно было увидеть и девочек легкого поведения.

На месте, где традиционно хоронили священнослужителей города, была оборудована летняя терраса и вкопаны столики. Как говорит отец Андрей, благочинный округа, земельным работам на месте усыпальниц противились не только верующие, но и земельный комитет города. Эксперты этого комитета видели летописи, подтверждающие священный статус земли около храма. Но владельцам бара нужно было одно: зарабатывать деньги, а кости каких -то попов их не волновали. Вот поэтому посетители бара творили что хотели: справляли нужду, не сходя с крыльца и устраивали прямо у храма мусорные свалки.

Местные жители боялись подходить к этому бару. Слово "церковь" у местных жителей стало синонимом поножовщины и кровавых разборок среди пьяной молодежи и местных дебоширов.
Но момент истины все же настал. Прокуратура района заинтересовалась заброшенным храмом. Во многом, этому поспособствовало Уржумское благочиние.

Читайте также: Разрушить храм по приказу министра обороны?

Первым делом следователи прокуратуры обратили внимание на технический паспорт храма, который в документах фигурировал как культурный памятник. Сравнив документацию от 1992-ого года, следствие выявило незаконные изменения внешнего облика здания. Возникли претензии и по поводу того, что администрация Уржума отдала территорию памятника федерального значения в аренду под питейное заведение. По поводу торговых рядов, появившихся в храме позднее, у прокуратуры претензий не возникло.

На днях в Уржуме состоялся суд. Он обязал арендатора устранить все изыски, цитата: "архитектурной самодеятельности". До нового года внешний облик памятника федерального значения должны привести в соответствие с его историческим видом. Но при этом магазин может по закону остаться на территории храма. Контроль за исполнением решения на себя взяла районная прокуратура. Всего же в Уржумском районе области располагается около 40 памятников архитектуры. Однако большинство из них по-прежнему не имеют охранных обязательств. А потому, не исключают местные жители, есть вероятность, что питейные заведения или магазины могут возникнуть в каком-нибудь особняке или храме, подобном Воскресенскому.

Насчет того, что в доме молитвы нельзя торговать китайскими шмотками, продавщица магазина, нашедшего приют под сенью храма, заявила ГТРК "Вятка": "Да, я знаю, что это церковь, но что делать? Других площадей для торговли в Уржуме нет". Внутренний дизайн храма по — прежнему имеет довольно неприятную розовую окраску. Так выглядели разжеванные и выплеванные жевательные резинки, которыми очень любили баловаться подростки в девяностых годах.

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы