Мани в реальной жизни

Основатели религий в реальной жизни: Мани

Сейчас только специалисты по истории религии знают, кто такой Мани. А было время, когда проповедуемое им учение, манихейство, едва не стало мировой религией. Для этого, казалось, было все подготовлено. И сам провозвестник нового учения происходил из царского рода — единственная черта, которая, возможно, роднит основателей всех мировых религий: буддизма, христианства и ислама.

Вполне вероятно, что 14 апреля 216 года нашей эры жена парфянского князя аршакидского (армянского) происхождения Патика, с иудео-христианским именем Мариам, родила сына, которому дали имя Мани. Мать будущего основателя религии происходила из парфянского княжеского дома Камсараканов, которые впоследствии сыграют значительную роль в истории Армении и которые также были ответвлением династии Аршакидов. Словом, отпрыск и по отцу, и по матери являлся княжеским потомком рода Аршакидов.

До рождения наследника князь Патик жил в столице Мидии Хамадане, потом отправился в Вавилонию и поселился в столице Селевкии-Ктесифоне. Как и нынешние жители пыльных городов, на летнее время предпочитающие перебраться на свои дачи, так и крупные землевладельцы той эпохи попеременно жили то в своих поместьях, то в столичных дворцах. Сказанное, однако, никоим образом не касается Патика. Отец будущего основателя религии сам взалкал Господа, а не мирских отдохновений.

В одном арабском источнике говорится, что когда Патик находился в "доме божественных образов", который он часто посещал, он услышал голос, идущий из самого чрева святилища: "Патик, не ешь мяса, не пей вина и воздерживайся от женщин!" Не известно, на какой срок неведомый голос предписывал Патику полную и безусловную абстиненцию, но известно, что голос звучал три дня подряд. После такой рекламной кампании или промывки мозгов государь присоединился к религиозному движению в Месене, члены которого назывались "омывающиеся" или "одетые в белое".

Некоторые историки предположили, что речь шла о буддийском святилище, поскольку их монахи-миссионеры действовали в Месопотамии со времен императора Ашоки. Само название храма в переводе с нескольких местных наречий на новоперсидский язык (butxānah) вполне могло означать "Дом Будды". Вот в этом святом месте Мариам (совершенно случайное сходство с арабским именем матери Иисуса или нет?!) произвела на свет младенца мужского пола.

О божественном призвании ребенка гласит манихейская легенда. Но поскольку мы должны рассказать о земной жизни великого Мани, попытаемся сосредоточиться на возможной реконструкции его всамделишной биографии. В частности, арабский ученый аль-Бируни сообщил: младенец Мани родился в деревне Мардина в районе Нар Кута в северной Вавилонии. Другой арабский летописец Фихрист писал: "Позднее послал его отец за ним и велел привести его и привел его в то место, где он сам пребывал. После этого он рос у него и в его вере". Итак, Мани воспитывался в вере своего отца, в Вавилонии. Кстати, он и сам подтверждал последний факт.

Вполне возможно, предположили позднейшие историки, что Мани вырос в лоне мандейской баптистской общины. Однако мандейская религия не отличалась суровым аскетизмом, хотя в ее богослужебной литературе встречаются предостережения против роскоши, пьянства и похоти. Ведь алкоголизм — непременный спутник распутства, утверждали учителя будущего пророка.

Будучи 12-летним отроком, Мани (словно Христос или Орлеанская девственница) получил первое откровение. Откровения были ниспосланы ангелом в 228-229 годах нашей эры. Следуя предписанию небесной сущности, Мани порывает с баптистами и подчиняется отцовской воле. Мани называл себя Параклетом, Святым Духом, явление которого предрек Иисус Христос. Мани порывает с мандейским учением и открыто проповедует свое собственное, внушенное ему ангельскими силами.

Как пишет историк Гео Виденгрен (Geo Widengren),"выражение"посланник",по-гречески apostolos, тождественно обозначению "посол". Оба они означают посланного Богом вестника откровения, который по велению Бога получает на небесах или с небес откровение — на Ближнем Востоке всегда в письменной форме, — чтобы затем сообщить его людям в виде учения".

Итак, представитель княжеского рода, хорошо образованный молодой человек обращает в свою веру своего отца и старших членов семьи, рассчитывая на их влиятельную поддержку. Однако свою проповедь реформатор начал не в родной Месопотамии, а в Индии. Правда, часть исследователей полагает, что парень ограничился иранскими провинциями Туран и Мукран, а также северо-западной частью Индии — Гандхарой (ныне входящей в состав Пакистана). В этих землях говорили на родном наречии Мани.

Мани никак не мог избежать влияния буддизма, издревле широко распространенного на северо-западе Индии и в восточном Иране, которое сказалось в организации его церкви и в методах, использовавшихся им для проповедования своего учения народу.

Миссионерская деятельность Мани закончилась через год с небольшим. Сначала проповедник отправился в Вавилонию, затем — в провинции Мидия и Парфия. Когда он пребывал в столице государства Ктесифоне, ему посчастливилось получить три аудиенции подряд у царя Шапура, которому Мани посвятил свое единственное произведение, написанное на среднеперсидском языке.

Вот тут и начинаются загадки для всех тех, кто хочет познать историю возникновения или исчезновения религий. Как и другие творцы мировых религий— Будда, Христос и Мухаммад, — Мани обладал всеми их достоинствами. Мани происходил из знатной семьи (читайте историю основателей мировых религий), он обладал необходимой харизмой (приобрел могущественных покровителей в лице братьев Шапура, Михршаха и Пероза, которых обратил в свою веру). Да, у него были влиятельные противники (как они были у других отцов-основателей религиозных учений), но Мани в результате проиграл. Почему?

Будда, Христос и Мухаммад сумели, в конце концов, преодолеть сопротивление чиновничества, представленного священниками, а Мани этого сделать не удалось. Представителям старейших иранских религий удалось остановить на втором этапе распространение новых культов, христианства и манихейства. "Собрание Авесты, — утверждает Виденгрен, — стало осознанным ответом каноническим книгам Мани". Примерно в середине третьего столетия после Рождества Христова зороастризм сумел укрепить свои пошатнувшиеся было позиции.

Мани удалось развернуть колоссальную миссионерскую деятельность. Его проповедь достигает рубежей Египта, не говоря уже о Вавилонии и Месене, родине мандейского баптистского движения. По мнению весьма авторитетных специалистов, в это время Мани находился в тесной связи с религией Митры. И вдруг — ход конем, если воспользоваться шахматным термином, — Мани начинает величать себя "апостолом Иисуса Христа". В этот момент загадка Мани соприкасается с тайной Сына Человеческого.

Конец жизни Мани более всего описан в исторических источниках. Тут имели место интриги, женские козни и беспредел бюрократов — короче, весь спектр быстротекущей жизни. Правитель отдал распоряжение проткнуть труп Мани горящим факелом, чтобы убедиться в смерти главы преступной религиозной секты. Тело мертвеца разрезали на куски, а отрубленную голову водрузили над городскими воротами Бетлабада. Остальные части тела верные ученики захоронили в Ктесифоне.

Читайте также:
Основатели религий в реальной жизни: Будда
Основатели религий в реальной жизни: Иисус
Основатели религий в реальной жизни: Мухаммад

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы