Как избежать конфликтов на религиозной почве

Религиозные войны в семье и на работе

Далеко не всем удается прийти к вере всей семьей. Часто бывает так, что один из членов семьи "ударился в религию", а другие не разделяют его взглядов. Удастся ли сохранить мир в таком случае? А на работе, если к вере обратился один из сотрудников и проводит среди остальной части коллектива активную "просветительскую работу"? А в дружеской компании?

"Апостол Павел по этому поводу и в плане универсальных человеческих отношений советует иметь мир со всеми ближними и дальними. Это главное и первое требование по отношению к любым межчеловеческим отношениям, в том числе и внутри семьи", — рассказал в интервью "Правде.Ру" священник Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, преподаватель Курской духовной семинарии.

В то же время, по его мнению, "нужно помнить о том, что сказал Господь в Евангелии от Матфея, пятая глава, 42-й стих: "Не мир Я принес, но меч". Это то естественное разделение, которое пролегает между светом и тьмой, между верой и неверием в силу естественного противопоставления двух полярностей. Поэтому, собственно, надо настраиваться на то, что самый близкий человек может оказаться самым дальним. Такое, кстати, многие переживают, и я могу об этом говорить из собственного опыта".

Самая важная задача верующего человека, который находится в нерелигиозном или антиклерикальном окружении, — это, по мнению священника, "молитва и вопрошание Бога об этих людях — своих близких". "Если эти люди нерелигиозны, и к религии они относятся сдержанно или негативно, то надо о них молиться. Молиться, просить, чтобы Господь их тоже просветил светом веры", — подчеркнул он.

Читайте также: Если супруг — не верующий, но любящий…

В свою очередь, Денис Новиков, практический психолог, доцент Высшей школы психологии, в интервью "Правде.Ру" рассказал о том, что, по его мнению, в подобной ситуации важнее всего не делать.

"Важно не пытаться их переубедить. Важно не пытаться что-то им доказать. Важно им не навязывать свою точку зрения, потому что духовность — это такая сфера, где, чем больше ты будешь применять насилие, тем сильнее тебе будут оказывать сопротивление", — отметил он.

По мнению психолога, "точно так же, как и везде в жизни, в воспитании детей, во всех отношениях важно все-таки доказывать своим примером новое качество жизни, которого ты достигаешь, будучи духовным человеком. Если ты это качество жизни предъявишь человеку, то у него не будет аргументов, чтобы самому не обратиться, или, по крайней мере, для того, чтобы тебя преследовать".

Фото: AP

Главная проблема, на которую обычно жалуются родные и близкие людей, недавно обратившихся к вере, — это недостаток любви и внимания. Домочадцам и друзьям кажется, что неофит теперь уделяет Богу и Церкви все то внимание, всю ту любовь, которую прежде этот человек дарил им. Поэтому человеку верующему очень важно обратить внимание на то, чтобы его близкие не чувствовали себя обделенными. Если, например, верующая жена уходит в церковь на всенощную и ее супруг в результате этого не получает на ужин любимое блюдо, зато по возвращении супруги слышит содержательную проповедь о прежде неизвестном ему празднике, миру в семье это вряд ли будет способствовать.

Еще одна крайне неприятная для родных и близких черта — это высокомерие новообращенных верующих по отношению к окружающим. Человек, только вчера разочаровавшийся в греховной жизни и ступивший на путь покаяния, может по неопытности начать сурово обличать всех, кто не последовал за ним немедленно тем же путем. Например, бабушка, прожившая 40 лет в браке "как за каменной стеной", может начать презрительно высмеивать своего "деда" за безбожие, не вспоминая о том, что именно благодаря его трудам удалось и воспитать детей, и обеспечить себя жильем. Конечно, это недопустимо — в Рай люди должны идти добровольно, а не в том случае, когда их жена подталкивает в спину скалкой.

Если Бог для вас — это Источник любви, докажите своим родственникам и друзьям, что в Нем вы черпаете любовь и поэтому на их долю ее выпадает больше, чем прежде. Не следует начинать свою проповедь с морализаторства, особенно сосредоточенного на "законнических" моментах — вы, мол, не поститесь, не молитесь, не ходите в церковь. Найдите те точки соприкосновения, которые интересны вашим неверующим близким. Для кого-то такой областью интереса может оказаться церковная архитектура, музыка, роль религии в разные периоды человеческой истории.

В одном из древних патериков изложена такая притча. У одного язычника трудился христианин. Язычник этот, не знавший Истинного Бога, принимая его на работу, сказал: "Я беру тебя с условием: ни слова не говори о Христе". Тот ему смиренно ответил: "Поверь, не скажу". После того, как христианин молча проработал два года в саду, хозяин внезапно пришел к нему и пал в ноги: "Сделай так, чтобы и я стал таким, как ты!"

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *