Лествица восхождения на небеса

Как попасть в Рай: пошаговая инструкция

В четвертое воскресенье Великого поста — в этом году 3 апреля по новому стилю — православные всего мира празднуют память преподобного Иоанна Лествичника — "игумена горы Синайской", монаха-подвижника конца VI — середины VII века. Его знаменитая книга "Лествица" относится к разряду "must read" для каждого христианина и указывает путь на Небеса.

О детстве и юности будущего святого сохранилось совсем немного сведений: родился преподобный Иоанн около 570 года, а в Синайский монастырь пришел в возрасте примерно шестнадцати лет. Через четыре года молодого послушника сочли готовым для монашеского подвига и постригли в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой.

В течение девятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн решил стать отшельником и удалился в пустынное место под названием Фола. Там он провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.

В возрасте 75-ти лет Иоанна призвали покинуть место своего уединения, потому что он был избран игуменом Синайской обители. Святой обителью Синая Иоанн Лествичник управлял около четырех лет, и именно в это время написал свой великий труд "Лествица". Как повествует житие святого, Господь наделил преподобного Иоанна к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Повод для написания "Лествицы" был следующий. В двух днях пути от Синая находился Раифский монастырь, расположенный в весьма живописном заливе Красного моря. Много наслышавшись о духовных дарованиях игумена Синайского, о его глубокой мудрости в деле управления вверенных ему для спасения душ, игумен Раифский написал Лествичнику послание, в котором от своего имени и от лица всех иноков его обители просил его написать для них руководство в духовно-нравственной подвижнической жизни.

Читайте также: Крест — напоминание о Пасхе

Преподобный Иоанн имел настолько скромное о себе мнение, что это послание Раифского игумена смутило его. Но, будучи монахом и почитая послушание добродетелью, он выполнил эту просьбу. "Ради тебя приступаю к делу сему, умоляя всех читателей, если, кто увидит в труде моем что-либо полезное, плод сего с благодарностью вменить превосходному нашему начальнику, а мне испросить у Бога воздаяние за одно исполнение труда, потому что и Бог вознаграждает не за множество даров и трудов, а за многое усердие", — ответил Раифскому игумену в своем письме преподобный Иоанн.

Фото: AP

Сочинение преподобного Иоанна названо "Лествицею" потому, что святой Иоанн Раифский желал получить именно такое руководство в духовной жизни, которое представляло бы как бы пошаговую рекомендацию для желающих достигнуть Небесного Царствия "целыми и невредимыми", то есть не имеющими препятствий для того, чтобы войти в небесные врата. "По мере скудного ведения, какое дано мне, — пишет преподобный Иоанн, — соорудил я лествицу восхождения. После этого пусть каждый смотрит сам, на какой он стал ступени". В другом месте он образно говорит о своем творении: "соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".

"Лествица" состоит из тридцати ступеней, то есть тридцати глав. Каждая глава называется "Слово" и представляет собой небольшую проповедь на одну из тридцати отобранных преподобным Иоанном тем. Такое число ступеней выбрано в соответствии с числом земных лет Иисуса Христа до Его крещения и выхода на проповедь. "Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог", — сказано в "Лествице".

Читайте также: Исихазм - дзен по-европейски или истинный путь к богопознанию?

Самая первая "ступень" — отречение от суетного мира. Далее путь подвижника по ступеням духовной лестницы к Богу лежит через преодоление грехов гнева, чревоугодия, лжи, уныния, лености, сребролюбия и становится добродетельным. Последнее "Слово" посвящено вере, надежде и любви — трем главным добродетелям. "Любовь есть подательница пророчества; любовь — виновница чудотворений; любовь — бездна осияния; любовь — источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние", — пишет преподобный Иоанн в завершающей главе "Лествицы".

Образ лестницы, ведущей в Небеса, заимствован преподобным Иоанном из Ветхого завета, конкретно из видения патриарха Иакова — "Лестница, по которой восходят ангелы". "Но желаю я узнать, как видел Тебя Иаков утвержденною на верху лествицы? Скажи мне,какойбылвидоного восхождения?" — обращается преподобный Иоанн к Богу, Который есть Любовь.

На иконе "Лествица преподобного Иоанна" изображается в виде лестницы, по которой в Небеса поднимаются монахи. Внизу подвижников подстерегают бесы, и некоторых из восходящих по лествице им удается зацепить крючьями и низвергнуть в ад. Это образ показывает, что Иоанн в "Лествице" много рассказывает о том, как избежать бесовских прельщений и не лишиться Царствия Небесного из-за вражеских козней.

Фото: AP

В старину на Руси на день памяти преподобного Иоанна было принято печь "лесенки" из постного ржаного теста. Число и размеры "ступенек" в них могли быть различными: семь — "по числу небес Апокалипсиса", двенадцать — "по числу месяцев в году", двадцать три — "по числу мытарств души на том свете". Лесенкой могли украсить и маленькие пирожки, и огромный открытый пирог. "Лесенки" освящали в церкви, а потом ели на домашней трапезе и раздавали нищим. До наших дней этот обычай не сохранился и массового освящения "лесенок" в церкви сегодня вы не увидите. Тем не менее, некоторые возрождают этот обычай у себя дома. Лепить "лесенки" из теста особенно нравится детям, а заодно им можно рассказать и о добрых делах, связанных с каждой ступенью.

Читайте также: Торжество Православия: День победы над ересью

Некоторые из поучений преподобного Иоанна:

"Если бы земной царь позвал нас и пожелал бы нас поставить в служение пред лицем своим; мы не стали бы медлить, не извинялись бы, но оставив все, усердно поспешили бы к нему. Будем же внимать себе, чтобы когда Царь царствующих и Господь господствующих и Бог богов зовет нас к небесному сему чину, не отказаться по лености и малодушию, и на великом суде Его не явиться безответными".

"Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: "как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?" Я отвечал им: "Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного".

"Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве".

Фото: AP

"Некоторые испытывают и недоумевают, почему Бог не даровал нам предведения смерти, если воспоминание о ней столь благотворно для нас? Эти люди не знают, что Бог чудным образом устраивает через это наше спасение. Ибо никто, задолго предузнавши время своей смерти, не спешил бы принять крещение, или вступить в монашество, но каждый проводил бы всю жизнь свою в беззакониях, и на самом уже исходе из сего мира приходил бы к крещению, или в покаянию; но от долговременного навыка грех делался бы в человеке второю природою, и он оставался бы совершенно без исправления".

"Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящимся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, и не нашел в нем и следа злословия и осуждения".

"Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить