День рождения Боба Марли

В какой вере скончался Боб Марли?

В минувшие выходные по всему миру прошли вечеринки памяти короля реггей (более привычное написание "регги". — Ред.), посвященные очередной годовщине со дня его рождения. С музыкой Боба Марли ассоциируется все самое солнечное: море, пальмы, зелено-желто-красные береты и вечная молодость. Какую религию исповедовал он в конце жизни? Был он пророком растафари или верным чадом Эфиопской церкви?

Шестого февраля Бобу Марли, всемирно известному ямайскому музыканту, исполнилось бы 66 лет. Он запомнился миру как веселый парень с экзотического острова, обладатель роскошных дредлоков (прическа, в которой волосы спутываются в подобие косичек), как борец за свободу и любитель покурить ганджу (ямайский сорт конопли). Именно так изображают его в журналах, а сотни и тысячи подражателей уже много лет примеряют этот образ на себя. Каким же парнем он был? И где граница между продаваемой личностью-брендом и самим человеком? Отвечая на эти вопросы, можно уйти так далеко, что история короля реггей станет еще интереснее и неоднозначнее.

Боб Марли родился в 1945 году в деревне Найн-Майлс на севере острова. Его отцом был белый ямаец британского происхождения, а мать, как и подавляющее большинство островитян, принадлежала к потомкам африканцев. Поскольку отцу будущего музыканта приходилось разрываться на две семьи, то фактически он воспитывался матерью-одиночкой. В 50-х Боб вместе с матерью и бабушкой отправился за лучшей долей в столицу острова — город Кингстон. Они поселились в бедном районе Тренчтаун на западе столицы. В отличие от Дангла — района трущоб, стоящих прямо на свалке, Тренчтаун был образцом эффективной ямайской жилищной политики. Он был застроен двух-, трехэтажными бетонными домами с общими кухнями и удобствами, но совершенно без канализации. Эту роль выполняла зловонная траншея, несшая стоки со всего города, от чего и пошло название района. В дальнейшем Марли еще много раз споет о Тренчтауне и сделает его достоянием культуры.

Как и во всех подобных местах, в нищих районах Кингстона у молодых людей был один путь показать себя и добиться успеха. Естественно, речь идет не об образовании, которое для богатых, и не о работе, которую очень сложно найти. В 60-е годы на улицах ямайской столицы "делали дела" и просто прогуливались от дискотеки до кинотеатра представители субкультуры руд-бойз. Они были коротко стрижены, носили темные очки, белые рубашки, выглаженные черные костюмы и лакированные туфли. Их "дела" делались с помощью холодного и огнестрельного оружия. В кинотеатрах они смотрели свежие американские вестерны, а возле звуковых установок прямо на открытом воздухе танцевали под музыку ска и рокстеди. В конце 60-х стиль жизни руд-бойз вдохновил первые поколения британских скинхедов, а в начале десятилетия в этот мир с головой погрузился Боб Марли и достиг на этом поприще значительных успехов.

Хайле Селлассие на Ямайке
Фото: AP

Если сравнивать ямайских руд-боев и наших отечественных гопников, то есть одно существенное отличие. Гопники никак и ничем не обогатили мир искусства. Даже блатную музыку они унаследовали от предыдущих поколений воров. Напротив, руд-бои были взыскательной аудиторией, на которую целенаправленно работала музыкальная индустрия, и одновременно средой, из которой вышел не один десяток музыкантов, удивляющих критиков своим профессионализмом. Феномен успеха ямайской сцены иногда объясняют целенаправленной политикой, направленной на популяризацию музыкального образования, ведь Ямайка — туристическая страна, а туристов должен кто-то развлекать. На это накладывалось влияние американских жанров (джаза, соула и ритм-н-блюза), а также местная афро-карибская народная культура.

Как и положено настоящему руд-бою, Боб Марли хотел петь и музицировать, а главное, чтобы его пластинки тоже ставили владельцы уличных звуковых систем. Учителем Боба стал титан тогдашней ямайской эстрады Джо Хиггс. В 1963 году вместе с Питером Тошем и Банни Ливингстоном и другими друзьями по Тренчтауну Марли создает свою группу The Wailers ("Плакальщики"). Репертуар состоял из задиристых и лирических песен, которые быстро принесли "Плакальщикам" популярность на острове. Просуществовав три года, группа распалась. Боб женится на Рите Андерсон и вместе с женой вслед за матерью уезжает в США. Но уже вскоре он возвращается обратно и заново собирает свою группу.

Во второй половине 60-х годов на ямайской сцене и улице происходят большие перемены. Беззаботная хулиганская романтика все чаще отступает перед суровой гражданской лирикой. Руд-бои все так же любят ходить в кино и тусоваться возле звуковых установок, но при просмотре любимых вестерновболеют уженеза ковбоев, а за индейцев, а из динамиков начинают звучать песни религиозного содержания (первая из таких — Israelites Десмонда Деккера). Руд-бои и вся улица предпочитают выражать себя словами библейских пророчеств и политических памфлетов, словами растафарианской идеологии.

Современный житель России напрасно будет искать дух ямайского растафарианства на солнечном пляже среди развеселых неформалов и музыки реггей. Гораздо проще и эффективнее для этих целей на пару лет присоединиться к какой-нибудь ультраконсервативной околоцерковной общине. Там, где в России звучало бы "возрождение Святой Руси", на Ямайке звучало "возвращение в Обетованную Эфиопию". Если в России страстотерпец император Николай называется Царем — Искупителем Русского Народа, то у ямайцев звучит дружное: "Джа Растафарай, Хайле Селассие Ай, кинг оф кингс, лорд оф лордс". И на этом фоне много пророчеств о будущем, предчувствий катастрофы для злых и освобождения для праведных.

незадолго до смерти с матерью
Фото: AP

 

 

Растаманами (раста) называли последователей ямайского религиозно-политического движения, которое провозгласило: африканцев — избранным народом Израиля, мир белых людей — Вавилоном, Эфиопию — обетованной землей, а Богом-Джа (от Яхве, Иегова) и мессией — эфиопского императора Хайле Селассие I, который до коронации в 1930 году был известен как Рас Тефэри Мэконнын. Цель движения — возвращение негров Нового Света в Африку. До той же поры, пока не придут корабли с востока, необходимо тщательное очищение себя и всяческое подчеркивание своих африканских корней. Первая волна растафарианства пришлась на предвоенные годы, когда весь мир следил за отчаянной борьбой Эфиопии против итальянских колонизаторов. В дальнейшем растаманская среда произвела множество околобиблейских апокрифов с обоснованием учения. Оформилась культовая музыка раста — наябинги, пение псалмов под бой больших и малых барабанов. Внешними атрибутами раста стали ношение бороды и прическа дредлокс как символ посвящения себя Джа. Многие раста практиковали курение ганджи для "очищения сознания", и абсолютно все участники движения считали свое пребывание на Ямайке пленом и адом.

Боб Марли стал растаманом под влиянием Мортимера Планно — авторитетного старейшины, который несколько раз встречался с самим императором Эфиопии и объездил множество африканских стран в поисках мест для переселения соотечественников. Позже Марли присоединился к общине "Двенадцать колен Израилевых", а эта группа представляла собой модернизованное растафарианство и даже отказалась от черного расизма ради привлечения сторонников в Европе и США. Музыка реггей (поначалу всего лишь один из ямайских стилей) стала наполняться растаманским содержанием, и бывший руд-бой из Тренчтауна стал настоящим символом перемен.

архиепископ Йисхак
Фото: AP

В 1972 году The Wailers заключает судьбоносный контракт со звукозаписывающей компанией Island Records, после чего начинается стремительная популяризация группы и всего направления раста-реггей далеко за пределами Ямайки. Продюсирование группы ведется уже не по ямайским, а по общемировым стандартам. Музыканты работают не для уличной звуковой установки, а для миллионов слушателей по всей планете. Один за другим выходят классические теперь уже альбомы группы. В 1974 году из "Плакальщиков" уходят Тош и Уэйлер, после чего Марли включает в состав группы женское вокальное трио I Threes с участием своей жены Риты. В этом составе группа объезжает с гастролями весь мир. После того как в 1976 году на него было совершено покушение в Кингстоне, Боб несколько лет живет в Штатах и Соединенном Королевстве. Его концерты представляются настоящими растафарианскими религиозными действами, а песни — пророчествами живого пророка. Тем не менее именно в 70-х годах незаметно для ликующих стадионов в жизнь Боба и его семьи приходит восточное эфиопское христианство. А сам Боб незадолго до смерти принимает крещение в Эфиопской православной церкви тэуахдо.

Ямайские растаманы объявили императора Эфиопии Хайле Селассие I живым Богом, но сам он так вовсе не считал и был ревностным христианином. Эфиопия — это самобытная христианская страна, принявшая христианство еще в 343 году от Рождества Христова, благодаря трудам святителя Фрументия. Эфиопская церковь (наряду с коптской, сиро-яковитской и армянской) принадлежит к семейству дохалкидонских церквей, пути которых разошлись с греческим православием после Вселенского собора в Халкидоне (451 год). Тэуахдо (что означает "соединение") — это название наиболее близкой к православию эфиопской богословской школы, которая одержала победу над крайними монофизитами(отрицающими человеческую природу в Иисусе Христе) после нескольких веков ожесточенной борьбы.

Впервые Хайле Селассие встретился со своими ямайскими почитателями в 1961 году, когда в составе делегации с островов Вест-Индии на аудиенцию к нему пришли трое растаманских старейшин (в том числе тот самый Мортимер Планно). В апреле 1966 года состоялся визит императора на Ямайку и тысячи растаманов приветствовали его в аэропорту Кингстона. На ожидаемый вопрос о том, является ли он Богом, самодержец отвечает: "Я человек, а человек не может поклоняться человеку".

Через некоторое время, задумав решить этот вопрос и одновременно упрочить влияние Эфиопии, он вызывает к себе архимандрита аббу Лаыкэ Мандефро и обращается к нему со словами: "На Ямайке есть проблема. Пожалуйста, помогите этим людям. Они не понимают нашу культуру. Они нуждаются в Церкви, и вы избраны, чтобы пойти туда. Царь Небес и Земли, наш Бог и Спаситель Иисус Христос сказал, что все мы — апостолы и должны проповедовать Евангелие по четырем сторонам мира, крестя обратившихся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Абба Лаыкэ Мандефро был представителем новой формации эфиопских священников. Он получил хорошее образование на Западе (в том числе в 1965 году окончил Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке) и имел представление об африканской диаспоре Нового Света. Именно ему Хайле Селассие поручил организацию на Ямайке эфиопской духовной миссии. В 1970 году, заручившись приглашением растаманских старейшин, архимандрит прибыл в Кингстон. В 1979 году он был рукоположен патриархом Тэкле Хайманотом в архиепископаЗападного полушария с именем Йисхак. Епархия абуны Йисхака включала около 200 приходов, разбросанных по США, Канаде, Вест-Индии, Латинской Америке и даже ЮАР. Но делом всей его жизни стала именно миссия среди растаманов. Уже в первый год крестилось 1200 растаманов, а за все время ямайской миссии 45 тысяч.

Боб, Рита и дети
Фото: AP

 

 

Ямайская миссия Эфиопской церкви проходила в сложных условиях. Растаманы в глазах местных властей были неблагонадежным элементом и подвергались репрессиям. Эфиопский миссионер регулярно ходатайствовал за них, просиживая часы в полицейских участках и познавая самые печальные стороны жизни острова. Еще большая проблема таилась в самом характере взаимоотношений ямайской паствы и Эфиопской церкви. Растаманы благоговели перед всем эфиопским, и пред церковью тоже, но ради этого далеко не все были готовы отказаться от обожествления Хайле Селассие. Появление миссии вызвало недовольство у многих растаманских деятелей (в том числе у "Двенадцати колен"). Не упрощали ситуацию и необдуманные шаги самого миссионера. Так, после революции, в которой царствовавший 44 года эфиопский император был свергнут, всем растаманам было предписано остричь дредлоки, — естественно, последовала буря возмущения. Тем не менее вопреки всем сложностям на Ямайке сложилась существующая и до наших дней община Эфиопской церкви. Рита Марли и все дети Боба крестились в ней еще в 1972 году, а сам король реггей незадолго до своей смерти, в 1981 году.

Тяжелая раковая болезнь, открывшаяся после травмы на футбольном поле, подрывала силы парня из Тренчтауна. Несмотря на это, он неустанно продолжал свою гастрольную и общественную деятельность. Памятуя о покушении и зная крутые нравы Ямайки, он долго не решался открыто заявить о своем религиозном выборе. Но приближение смерти освобождает от страхов, и он принял крещение от архиепископа Йисхака. Христианским именем Боба Марли стало эфиопское Бырхане Селассие, что означает "свет Святой Троицы". Эфиопский миссионер, которого часто называют апостолом Карибского моря, совершил его погребение в родной деревне Найн-Майлс.

Боб Марли был нищим пареньком из ямайской глубинки, был крутым руд-боем в Кингстоне, был визионером и революционером для миллионов поклонников, но осознавал себя человеком, уповающим только на силу и милость Бога.

Так сказал Джа:
"Никто из моих детей
Не сядет в стороне
И не станет просить подаяния".

Так сказал Джа:
"Ты овца моего пастбища;
И потому тебе действительно будет хорошо".

И Джа сказал так:
"Я приготовил место,
Где буду ждать тебя".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Марк Шишкин
Марк Шишкин — казанский историк, этнограф, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Темы школа
Обсудить