Если супруг - не верующий, но любящий...

Приходя к вере, люди часто по-новому начинают оценивать свой брак, если уже в нем состоят, или пересматривают планы устройства личной жизни, если на тот момент они одиноки. Как быть, если вторая половина не разделяет твоих духовных стремлений? А если ты пока не связан брачными узами, важно ли учитывать при поиске спутника жизни религиозный фактор?

Подавляющему большинству людей, даже далеких от христианства, хорошо известны слова, сказанные апостолом Павлом: "…неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим". Эти слова, вырванные из контекста как Нового Завета, так и учения Церкви в целом, часто пытаются приводить как доказательство того, что христианам якобы позволительно выбирать себе в спутники жизни человека любого вероисповедания или неверующего. Но на самом деле это далеко не так.

Если изложить отношение Церкви к смешанным бракам кратко, то оно таково: в случае, если люди вступили в брак до крещения, а потом один из них решил стать христианином, а второй не уверовал во Христа и не пожелал присоединиться к Церкви, но в то же время не имеет к своей христианской второй половине претензий и не желает с ней развода, то такой брак нужно стараться сохранить. Всеми любимая цитата из первого послания апостола Павла к Коринфянам описывает как раз такой случай. Вот как объяснял это место в Писании раннехристианский философ и писатель Тертуллиан: "Совершенно ведь ясно, что этот текст имеет в виду тех христиан, которые уверовали, уже состоя в браке, что доказывают слова: "если какой брат женат на неверующей". Он не говорит: "взял в жены неверующую". Он хочет сказать, что женатый на неверующей и только что сам обращенный должен оставаться с женой; иными словами, новообращенные не должны думать, что обязаны расстаться с женами, которые сделались для них чуждыми в вере".

Аналогичным образом толкует эти слова и блаженный Феофилакт Болгарский: "Рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда оба еще находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо если прежде только один муж был неверным или только одна жена, то верной половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверною: это видно из слов апостола; ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверную, но "аще кто имать".

Именно такое понимание слов апостола Павла Церковь утвердила и в 72-м правиле VI Вселенского Собора. Оно гласит: "Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцой волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззрети на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже верне (1 Кор. 7, 14)".

В то же время, своим чадам, на момент крещения не состоявшим в браке, Церковь предписывает выбирать в супруги только христианина. "Только в Господе", — дает совет относительно выбора спутника жизни молодым вдовам апостол Павел. Брак же христиан с людьми, не принадлежащими к Церкви, ранние отцы осуждали в самых резких выражениях. "…Христианка, вступающая в брак с неверующим, делается служительницею диавола. Как может она остаться христианкою?" — писал Тертуллиан. Священномученик Киприан Карфагенский считал, что такие браки вызывают "гнев Божий". Совершенно неполиткорректно с нашей точки зрения высказывался о смешанных браках и святитель Иоанн Златоуст. Он писал о том, что неверующий "чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них раздельно. У одного все на земле, у другого — на небесах. У этого царь Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля. А если у нас нет с неверными ничего общего, то скажи мне, в чем же нам иметь общение с ними? Произошли и мы через те же муки рождения и произошли из одного чрева? Но и этого недостаточно для ближайшего родства. Итак, постараемся сделаться гражданами горнего града".

Читайте также: За благочестивым супругом — в Сеть

До середины ХХ века вопрос о браке христианина с неверующим даже не поднимался: к Церкви, хотя бы формально, принадлежали все. Актуальным он стал лишь после большевистских гонений на Церковь, когда верующих оставалось мало, а молодежь среди них составляла совсем незначительную толику. Но даже в эти годы опытные духовники, такие как, например, причисленный к лику святых протоиерей Алексий Мечев, не советовали своим духовным чадам искать жениха или невесту в безбожной среде. А протоиерей Владимир Правдолюбов, происходящий из известного священнического рода, несколько человек из которого были канонизированы как новомученики и исповедники, говорил своим прихожанкам, что лучше остаться "вековушкой", чем пойти замуж за жениха, который не верует и не хочет венчаться.

Если в годы гонений верующие молодые люди часто стояли перед дилеммой "брак с неверующим или одиночество", то сегодня такой проблемы нет. Шансы встретить спутника жизни среди единоверцев невелики разве что у женщин после шестидесяти, и то исключительно потому, что мужчин до этого возраста доживает гораздо меньше, чем представительниц прекрасного пола. Люди же, пока еще не достигшие пенсионного возраста, могут познакомиться друг с другом в различных дискуссионных клубах, паломнических поездках, волонтерских группах. В конце концов, к их услугам интернет, где многообещающее знакомство может начаться с банального богословского спора по поводу "одного места из блаженного Августина".

Конечно, единство супругов в вере не служит гарантией от любых семейных проблем, но позволяет значительно сократить их число. По крайней мере, в полностью христианской семье не станет спорным вопрос о том, как провести вечер субботы или утро воскресного дня, держать ли дома иконы, крестить ли детей и освящать ли квартиру. Соблюдать посты тоже гораздо удобнее вдвоем. Так что к советам святых отцов, в том числе неполикорректным, есть смысл прислушаться.

Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
МВД проверит полицейских, пригласивших стриптизершу на корпоратив
МВД проверит полицейских, пригласивших стриптизершу на корпоратив
Феминистки провели протест у военкомата в Петербурге
Дата праздника 23 февраля была назначена случайно
"Экономика России не развивается и даже деградирует"
В столице ДНР остановлен крупнейший металлургический завод
В столице ДНР остановлен крупнейший металлургический завод
В столице ДНР остановлен крупнейший металлургический завод
Росстат: женщин в стране больше, чем мужчин
Таджикистан стал главным поставщиком мигрантов в Россию
"Газпром" планирует закупить ручек на полмиллиона рублей
Украинский вице-премьер посчитал отбор на "Евровидение" частью гибридной войны против Киева
Порошенко заявил о безуспешных попытках дозвониться Путину
Чем Татарстан прогневал федеральный центр
Чем Татарстан прогневал федеральный центр
Чем Татарстан прогневал федеральный центр
Финалистки конкурса по отбору на "Евровидение" от Украины не назвали Крым украинским
Природный антисемитизм: Польша лицемерит, Израиль грубит
Украинский вице-премьер посчитал отбор на "Евровидение" частью гибридной войны против Киева
Венесуэла стягивает военных к границе с Колумбией
Украинский вице-премьер посчитал отбор на "Евровидение" частью гибридной войны против Киева