Молитвы по sms защитят наших близких?

Реклама сегодня предлагает самые необычные услуги, в том числе: "Отправь sms на номер такой-то — и о благополучии твоих дел гарантированно помолятся". Такие услуги могут быть особенно востребованы, когда мы слышим о терактах, уличных преступлениях и волнуемся за безопасность своих близких. Но насколько эта практика соответствует христианскому учению?

Два года назад жителям Черкасской области на Украине раздавали необычные листовки. Абонентам различных операторов мобильной связи предлагалось "с помощью sms передать просьбу о молитвенной поддержке в определенной нужде: исцеление, алко-наркозависимость, душевные и эмоциональные проблемы, семейные и финансовые нужды, порча, проклятья...".

Инициатором этой акции выступила местная протестантская церковь "Благая весть" во главе с пастором Александром Коваленко. По словам организаторов, какая-то дополнительная плата за sms не взималась — все оплачивалось в рамках тарифов того или иного мобильного оператора. А целью акции, по словам пастора, было "показать реальность Бога, с помощью sms-молитв открыть людям Бога отвечающего".

Молитвенные sms-сервисы предлагали и некоторые православные храмы. В Сети можно увидеть объявления о том, что с помощью sms можно подать записки о здравии или об упокоении, заказать молебен, сорокоуст и другие требы.

По мнению представителей Сообщества православных веб-разработчиков, "сервис, задуманный с благими целями, стал, по сути, дискредитацией православной церкви". Один из сервисов, который располагался по адресу sms-molitva.ru, не был поддержан ни сообществом разработчиков православных интернет-сайтов, ни православными интернет-пользователями. Не проработав и года, он закрылся. Домен sms-molitva.ru был просрочен и выкуплен Сообществом православных веб-разработчиков у киберсквоттеров. Теперь на нем опубликовано предостережение для тех, кто пожелает повторить этот неудачный опыт.

Между способом подачи поминальной записки на бумаге за свечной ящик или за тот же свечной ящик путем отправки короткого сообщения принципиальной разницы нет. Проблема в том, что такой подход — "заплати деньги и получи молитву" — многие православные считают порочной практикой, не соответствующей церковной традиции.

Современные люди привыкли приходить в церковь, обращаться за свечной ящик и заказывать там требы: поминовение усопших, крещение младенцев, венчание и так далее. Но далеко не всем известно, что такая практика в России сформировалась относительно недавно, лишь в советское время, при активной поддержке уполномоченных по делам религий. У многих из старых прихожан, помнивших еще дореволюционную церковную жизнь, практика "торговли требами" вызывала возмущение. Ревностные, совестливые священнослужители призывают отказываться от нее и в наши дни.

Если следовать церковной традиции строго, то все таинства и священнодействия должны совершаться бесплатно, но только над верующими людьми, о вере и православном образе жизни которых хорошо известно священнику. Например, крестить младенца можно только у тех родителей и восприемников, которые сами исполняют все главные предписания Церкви и гарантируют христианское воспитание ребенка. Венчать можно только ту пару, которая собирается строить именно что христианскую семью, а освящать только ту квартиру, в которой живут верующие люди, где регулярно молятся и недопустимо сквернословие и непристойности.

Как же сможет выжить приход, если все таинства и обряды будут совершаться в нем над людьми бесплатно? Да очень просто: ведь приход — это прихожане, множество живых людей. Если это люди действительно верующие и поступающие по-христиански, то они возьмут на себя все расходы по содержанию своей церкви. Многие дружные общины содержат свои храмы именно так: на общем собрании решают, по какой сумме с каждого собрать на ремонт, на отопление, на электропроводку и другие расходы.

Другое дело — торговля тем, что и храм тоже приобретает за деньги. Вполне допустимо, чтобы в церковной лавке продавались Евангелия, молитвословы, иконы, нательные кресты — ведь должны же верующие иметь возможность приобрести все то, что производители не создают из воздуха и не продают бесплатно?

Заказ молитвы с помощью sms, равно как и такой подход, когда человек заказывает за свечным ящиком молебен, панихиду или сорокоуст, но при этом сам не посещает богослужения, опасен тем, что человек пытается переложить свои обязанности христианина на других людей и не приносит никакой пользы своей душе. Он лишает себя той радости, которую может испытать, если сам молитвенно потрудится. Да, нанятые незнакомые монахини за пожертвование могут положить за тебя тысячу поклонов, а ты сам — только пять, но это будут твои поклоны, твоя жертва Богу, а не попытка от Него откупиться.

Существует и такая sms-традиция: многие православные люди перед каким-то серьезным испытанием — экзаменом, родами, операцией, собеседованием при поиске работы — делают рассылку с просьбой о молитве всем знакомым священникам и верующим друзьям. Считается, что молитва "по соглашению" сильнее той, которую совершает только один человек. Такая практика служит выражением христианской любви: ведь десятки людей охотно откладывают свои дела, чтобы походатайствовать о тебе пред Богом. Молитвенная помощь друзей ощутимо присутствует, и никто ни с кого не берет денег.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *