Главная ошибка православных патриотов

Скоро закончатся Святки, общественная жизнь пойдет своим чередом, и возобновятся привычные споры о том, как нам обустроить Россию и Русскую Церковь. Одной из главных ежегодных дискуссионных площадок станут ежегодные Рождественские чтения, которые откроются в Москве в конце января. Будут ли в ходе форума разработаны новые идеи и концепции?

Как и все прочие представители человечества, православные христиане иногда имеют определенные политические взгляды. Чаще — патриотические, реже — либерально-западнические. И, поскольку Церковь не обязывает своих чад ни превыше всего любить Родину, ни быть непременно сторонником всяческих свобод, политические убеждения каждого христианина могли бы оставаться его глубоко личным делом, не имеющим к его духовной жизни никакого отношения. Если бы не постоянные попытки как патриотов, так и либералов спроецировать свое политическое мировоззрение в свое понимание церковности и объявить эту концепцию единственно верной.

Непременным атрибутом принадлежности к православно-патриотическому лагерю считается борьба с "обновленчеством и модернизмом". Патриоты верят, что "обновленчество" — это проект врагов России, разработанный с целью разложить и уничтожить русское православие. Под "обновленчеством" церковные консерваторы понимают все то, чего не было на их памяти в советской приходской жизни в 70-80-е годы прошлого века: перевод богослужения на современный русский язык, проповедь не только в храме, но и за его пределами: в образовательных учреждениях, на концертах; причастие чаще чем раз в год или раз в каждый из четырех многодневных постов, разнесение таинств исповеди и причастия во времени, обязательную катехизацию перед таинством крещения и так далее.

Те же из патриотов, которые пришли в Церковь относительно недавно и "доперестроечной" приходской жизни не застали, считают правильным в духовной жизни руководствоваться принципом "чем строже, тем лучше". Если пост — то по Типикону, без растительного масла, если супружеские отношения — то только ради чадородия, если книги — то только благочестивые и душеполезные.

Читайте также: Церковь может сделать радикалов патриотами

Если спросить православных патриотов о том, каким они в идеале хотели бы видеть будущее России, то все они, без сомнения, как один, ответят, что хотели бы видеть нашу страну сильной, великой, вооруженной новейшими технологиями. При этом страной религиозной, состоящей из крепких многодетных семей, где люди не просто формально обозначают свою принадлежность к православию ношением нательного крестика, но каждое воскресенье ходят к обедне, соблюдают все посты, любое дело начинают с молитвы.

Остаетсятолько спросить: а могут ли патриоты представить себе, что однажды 60 или там 80 процентов жителей России, идентифицирующие себя православные, вдруг начнут жить по горячо любимому ими монастырскому уставу с постами без масла, супружескими отношениями раз в год по обещанию, чтением Псалтири вместо рок-концерта и еще раз Псалтири вместо киносеанса? Можно ли будет мечтать о каком-то там преодолении демографического кризиса, если все девушки поголовно из благочестивых соображений откажутся от модных нарядов, облачатся в длинные юбки, да и вообще лучше будут сидеть у окошка в теремах?

Православные либералы, равно как и либералы все прочие, ни в какую великую, возрожденную и православную Россию не верят, а потому готовы со смирением принять роль гонимого меньшинства при новом мировом порядке. Тем не менее, при этом они любят бороться с "мракобесием" и "тоталитаризмом" в духовной жизни, противопоставляя ему "христианство с человеческим лицом". Либералы любят рассуждать о том, что хорошо бы облегчить посты, сделать богослужение более понятным и менее продолжительным, официально разрешить супругам неабортивные виды контрацепции и так далее.

Парадокс в том, что та церковная жизнь "без лишнего напряжения", о которой рассуждают православные либералы, может существовать только в условиях независимого государства и общества с православным большинством, о которых мечтают патриоты. В условиях же государства и общества секулярного, зачастую настроенного антирелигиозно, христианином можно оставаться только при монастырской строгости жизни и полном напряжении духовных сил. Так что это как раз либералам следовало бы ратовать за пост по Типикону, очи долу и юбки в пол, а патриотам — за православные рок-концерты, миссионерские детективы и благочестивую моду.

Тем не менее, патриотическая часть православного сообщества все увереннее начинает понимать, что сегодняшнюю Церковь уже невозможно запереть в те рамки, в которых она находилась в советское время, когда ее прихожанами являлись традиционные бабушки и отдельные представители гуманитарной интеллигенции. Именно поэтому патриотическая общественность сейчас активно выступает за строительство новых храмов в спальных районах Москвы и других городов. Ведь, сколько бы не сетовали ревнители: "Что за православные нынче пошли, на метро до центра доехать не могут, прямо под носом им церковь подавай" и не ставили в пример деревенских старушек, которые каждое воскресенье проходят до ближайшей церкви десять километров по сугробам, патриотам с каждым днем все яснее, что необходимость некоторых перемен в церковной жизни назрела еще позавчера.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить