Метаморфоза святого грешника Вонифатия

1 января многие мечтают начать новую жизнь. Не случайно в этот день Церковь празднует память святого мученика Вонифатия, бывшего пьяницы, который в одно мгновение радикально изменил свою жизнь от рабства греху к святости. Сегодня хороший день для того, чтобы вырваться из замкнутого круга, сбросить с себя груз стереотипов и изменить жизнь к лучшему.

Дети живут в стране чудес. Взрослея, они познают мир, учатся его описывать, находить связи между различными предметами, явлениями и событиями. Повзрослев, они становятся классификаторами. Каждый объект имеет право на существование в их мире лишь в промаркированном и пронумерованном виде. Каждый объект должен получить свой набор характеристик. Иначе система рухнет, начнется хаос, в котором невозможно ориентироваться. Однако этот, казалось бы, верный подход убивает в нас людей. Как и почему это происходит?

В конце III века по Рождестве Христовом в Риме жила одна пара. Она была одновременно и обычной, и необычной. Обычной — потому что ничего предосудительного в сожительстве патрицианки с рабом их современники не видели. А вот если бы они попытались оформить брак официально, был бы скандал с последствиями для обоих. Необычной — потому что Вонифатий и Аглаида считали себя христианами. Они прекрасно знали, что их связь Церковь называет блудом. Знали и слова апостола Павла "не обманывайтесь: блудники Царствия Божия не наследуют". Но не хотели ни покаяться в своем грехе, ни признать, что, по сути, находятся вне Церкви, к которой себя причисляют.

Каково им было жить в таком состоянии раздвоенности, чем они руководствовались — остается только гадать. А можно задать этот вопрос многим нашим современникам, христианство которых заключается только в декларативном "Бог у меня в душе". Для одних церковь — это место, где за деньги можно приобрести "духовные услуги". Другие получают эстетическое удовольствие от экзотического интерьера и "спецэффектов", а до смыслового наполнения этой формы им нет дела. Третьим нравится этическая составляющая проповеди Иисуса Христа — но лишь как изложение неких абстрактных истин, не имеющих отношения к их жизни. Четвертые чувствуют, что Христос — не просто некий мудрый человек, а Спаситель, но им не хватает силы воли отказаться от привычных и уютных греховных привычек, чтобы пойти за Ним. Наверное, есть и пятые, и шестые, и десятые…

Читайте также: Чудесные исцеления от алкоголизма происходят и сегодня

Какими бы мотивами не руководствовались Вонифатий и Аглаида, жить бы им ещё долго в таком подвешенном состоянии, если бы Аглаида не узнала один "секрет": оказывается, есть способ спастись в обход исправления собственной жизни. Ей сказали, что те, кто хранит в доме мощи мучеников, получают помощь ко спасению и даже могут достичь такого же блаженства, которое испытывают в Царствии Небесном сами мученики.

Конечно же, речь шла о том, что Бог помогает таким людям по молитвам святых, которых они почитают. Но если человек хочет, чтобы Бог вытащил его из болота, он сам должен протянуть свою руку и схватиться за протянутую руку Бога. Если нет этого движения навстречу Богу, Он не станет помогать — не потому, что не может или не хочет, а потому, что уважает свободу каждого из нас.

Однако, как это часто бывает, Аглаида поняла сказанное ей в магическом смысле: главное — иметь в доме мощи, и все автоматически станет хорошо. Но где их взять, если в Риме уже несколько десятилетий нет гонений на христиан и никого не убивают за исповедание веры? И вот Аглаида посылает Вонифатия и ещё нескольких рабов на восток Империи, где гонения не прекращаются. Они везут с собой много денег: местные предприимчивые правители не просто мучают и убивают христиан, но и продают их истерзанные тела всем желающим. Обычно их выкупают братья и сестры по вере, чтобы достойно похоронить, но правителей этот аспект не интересует, были бы деньги.

Прощаясь, Вонифатий в шутку спросил: "А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?" Аглаида рассмеялась и, назвав его пьяницей (а был за Вонифатием и этот грех), призвала хотя бы в такой момент быть серьезнее.

Через некоторое время посланники Аглаиды прибыли в малоазийский город Тарс. Спутники Вонифатия остались отдыхать в гостинице, а сам он пошел на площадь. Как раз в это время там пытали людей, единственной виной которых признали христианскую веру. Вонифатий видел, как мужественно они переносили мучения.Переднимстоялиреальные люди, для которых было немыслимо взвешивать, от чего они могут отказаться ради Христа, а от чего — нет. Для святых мучеников Он был дороже даже их собственных жизней.

Каждую минуту человек принимает решения той или иной степени важности. Но решения, которые могут радикально изменить судьбу, принимаются лишь несколько раз в жизни. В такие моменты время останавливается, повисает звенящая тишина, и человек остается один на один со своим выбором. Такой момент истины и настал для Вонифатия, когда он стоял на площади и смотрел на мучения христиан.

"Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!" — воскликнул он. Тишина разбилась, утонула в криках толпы. Все было решено.

Спутники Вонифатия забеспокоились о нем только через несколько дней. До этого они были уверены, что их товарищ загулял и рано или поздно вернется. Рабы Аглаиды по подсказке одного тарсянина нашли искалеченное тело Вонифатия на городской площади. Местные жители рассказывали, как он объявил себя христианином и предпочел претерпеть мучения и смерть, но не принести жертву языческим богам. Чужестранцы с удивлением слушали о том, как вчерашний распутник и пьяница стал святым и своим исповеданием веры обратил ко Христу более пятисот человек. Они выкупили у стражи останки Вонифатия и доставили их хозяйке. Так Бог обратил шутку над святыней в реальность.

Аглаида с честью приняла святые мощи. Она построила у себя в имении на Латинской дороге небольшой храм, в котором и погребла их, а сама провела оставшуюся жизнь в покаянии. После ее смерти ее саму погребли рядом со святым Вонифатием. В VII веке на Авентинском холме Рима был построен храм во имя Вонифатия Римского и Алексия человека Божия (базилика Сант-Алессио), куда и перенесли мощи святого. В нем они хранятся по настоящее время.

У мученика Вонифатия просят молитвенной помощи люди, которые погрязли в страстях и не имеют сил от них избавиться, а особенно — борющиеся с алкогольной зависимостью. Но мало кому приходит в голову попросить у него помощи в борьбе с не менее опасной страстью — страстью классифицировать людей. На языке аскетики эта страсть называется осуждением.

Читайте также: Из алкоголиков — в иконописцы

Мы знаем, что вода мокрая, огонь обжигает, этот человек — добрый, тот злой, а вот тот — подлец и предатель. Но в отличие от воды, которая будет мокрой всегда, каждый человек в любой момент своей жизни может измениться и меняется — как в худшую сторону, так и в лучшую. Нет ничего самонадеяннее и глупее, чем, не зная сердца человека, выносить о нем суд. Каждый человек — это личность, исчерпывающе описать которую принципиально невозможно. Личность познается не через описания, схемы и модели, но в общении. Описать можно только тот или иной поступок, поведение в той или иной ситуации. Личность — это всегда тайна, взломать которую невозможно, но возможно попросить ее открыться навстречу тебе. Так общается с нами Бог, так Он предлагает и нам общаться друг с другом.

Осуждение несет в себе еще одну менее заметную, но не менее серьезную опасность. Осуждающий рискует в своей картине мира превратить в статичные механизмы не только окружающих, но и самого себя. Воспринимая собственную персону таким образом, человек подсознательно закрывает для себя возможность личностного роста. Неважно, считает ли он себя ни на что неспособным неудачником или хорошим человеком, у которого нет грехов ("я никого не убивал и ничего не воровал, а вот мой сосед…" — знакомо?). Как только человек классифицировал самого себя, как только он повесил на себя хоть какой-нибудь ярлык, вместо движения вперед и выше он начинает топтаться на месте, чтобы соответствовать собственным представлениям о самом себе.

Первого января принято подводить итоги уходящего года и строить планы на новый. Сегодня хороший день для того, чтобы вырваться из замкнутого круга, сбросить с себя груз стереотипов и изменить свою жизнь к лучшему. Не случайно в этот день Церковь празднует память святого мученика Вонифатия, который в одно мгновение радикально изменил свою жизнь от рабства греху к святости. Пусть его история станет для нас напоминанием о том, что мы — не наборы неизменяемых качеств, а свободные личности. Каждому из нас хочется, чтобы в нем видели не функцию, а тайну. Каждому из нас есть куда идти и к чему стремиться. И да поможет всем нам в этом Бог!

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Темы жилье