Скучная проповедь — бесовское дело

Есть притча: один праведник увидел беса в обличии священника, проповедующего с амвона. Святой спросил демона, какая ему корысть призывать людей к праведности? Бес ответил, что проповедует он настолько скучно, что в следующий раз слушатели отмахнутся от благочестия, как от назойливой мухи. Кому служат морализаторы, от слов которых хочется зевать?

Священникам проще — искусству произносить проповеди их обучают семинариях и духовных академиях. Но если даже далеко не все лица, имеющие богословское образование, обладают способностью выступать публично и зажигать сердца, то что говорить о мирянах, никогда и нигде не обучавшихся риторике? В то же время, в Церкви сегодня признали, что быть миссионером обязан каждый верующий человек.

Один известный московский священник, чьи проповеди пользовались большим успехом — прихожане записывали их на диктофоны, слушали снова и снова, составляли из записей сборники — считал, что хорошую проповедь удается произнести только из любви к людям. Когда нет любви, то нечего и сказать. Отсюда возникают ненужные паузы, не несущие никакой смысловой нагрузки вступления: "Сегодня мы собрались в этом святом храме…" (ведь ясно же, что не на улице стоим).

"Кризис проповеди вызван непониманием Церкви как института общения", — рассказал "Правде.Ру" Аркадий Малер, член Синодальной библейско-богословской комиссии. Как отметил он, люди забывают, что они приходят в Церковь для общения с Богом и друг с другом, и результатом становится молчание.

Если вы регулярно слушали проповеди священников "старой закалки", то есть прошедших классическую школу гомилетики, то могли заметить, что праздничные проповеди выстраиваются по определенной схеме. Во вступлении проповедник рассказывает об истории праздника, далее — о его богословском смысле, а в конце делает краткий вывод о том, что означает этот праздник для нас сегодня. Например — в этот день Церковь вспоминает такого-то мученика, жившего в таком-то веке и пострадавшего за Христа во время гонений, устроенных императором таким-то. Святой мученик перед смертью простил своих палачей, которые терзали его тело железными крючьями, а мы не можем простить даже малые обиды ближним.

Верный способ превратить свою проповедь в карикатуру, начать соответствовать юмористическому образу религиозного моралиста из советских фильмов — это начать проповедь с призывов к нравственности, вообще при этом не объясняя, почему следует поступать именно так. "Высшим пилотажем" здесь будет еще и полное отсутствие понимания, перед кем ты выступаешь, неумение чувствовать аудиторию. Например, рабочих какого-нибудь полуживого предприятия, еле сводящих концы с концами, как нельзя более к месту будет призвать к полному отказу от контрацепции и к многодетности, женам алкоголиков объяснить, что немного выпить — не грех, а при большом скоплении пенсионеров как следует поругать социализм. После этого приток новообращенных гарантирован — в какую-нибудь другую конфессию.

Существует целый ряд верных способов сделать свою Церковь объектом насмешек в интернете. Например, человеку, который по сей день не пользовался всемирной Сетью, начать вести блог, куда будут выкладываться длинные тексты, желательно разукрашенные разными шрифтами. Тексты желательно сопровождать долго загружающимися фотографиями и вообще не загружающимися видео. В комментариях к своим постам можно, на радость антиклерикалам, побеседовать с роботом.

Несколько лет назад в православной среде был весьма популярен еще один верный способ "антипроповеди" — издание роскошных глянцевых журналов "ни о чем". Для журнала обязательна самая дорогая мелованная бумага и много "патриотических" фотографий — золотые купола и многопудовые колокола, военные с орденами, женщины в сарафанах и белокурые босоногие дети, бегущие по цветущему лугу. К чему призывает подобный журнал, понять невозможно, но слово "православный" в его логотипе формирует у читателя (зрителя?) твердое убеждение "все это ваше православие — полная ерунда".

А какая проповедь произвела на вас самое яркое впечатление?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *