Отшельники не желают покидать тайгу

Эвакуация группы отшельников, обнаруженных 12 ноября спасателями Бурятии на территории Тувы, в очередной раз отложена. В глухой тайге "паломники" оказались по своей воле, организовав скит во главе с бывшим священником Александром Воробьевым. Чем привлекает людей такого рода "религиозный экстрим"? Почему нельзя просто ходить в церковь рядом с домом?

По мнению протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма святой мученицы Татианы при Московскому Университете, "такое стремление к экстремальным действиям имеет под собой две основы".

"Одна — это то, что на самом деле люди в существующей церковной действительности, бывает, не видят того, что человеку, пришедшему к вере, видеть хочется. Того, что религиозный принцип является действительно первенствующим по отношению ко всем другим. Мера компромиссности, которую часто допускаем себе мы в обыденной церковной жизни, бывает слишком большой для людей реального религиозного воодушевления. Здесь можно вспомнить и истории древнего монашества, и Феодосия Печерского, и другие примеры", — отметил отец Максим в интервью "Правде.Ру".

Известный священник считает, что на тех, кто совершает подобного рода действия — уходит в какие-то далекие леса, пустыни — не следует переносить однозначно отрицательную светскую оценку. "Почему это светским людям не нравится — понятно, потому что идет десакрализация светского общества. Но мы же не можем не видеть в этом некое торжество религиозного принципа в жизни человека", — подчеркнул он.

Читайте также: В православии появились свои "ваххабиты"?

"С другой стороны, очень часто бывает и так, что этот религиозный принцип оказывается ложно понятым. То есть, приветствуя саму по себе идею, что человек из этого, прежде всего, стремится жизнь свою строить, нельзя не заметить, что уровень духовного просвещения, знания своей веры и ее принципов, у подобного рода людей подменяется доверием к персоналиям или очень специфическим преданиям", — убежден отец Максим.

Как заключил он, "вот в этом и опасность, что люди искреннее религиозно воодушевленные в силу непросвещенности религиозной и духовной попадают под воздействие тех, кто их воодушевлением пользуется не в самых высоких, не в самых правильных, не в самых соответствующих традиции православия целях".

По мнению иеромонаха Макария (Маркиша), преподавателя, людям, которые ищут "религиозного экстрима", "не хватает веры, здравого смысла, рассуждения и любви к Богу и ближнему".

"Иными словами, такие поступки также не принадлежат православию, как болезни не принадлежат человеческой природе. Когда человек начинает кашлять, хромать или сходить с ума — это не человеческая природа, а искажение человеческой природы. Точно так же такого рода поступки — это искажение православия",— отметил он.

По словам отца Макария, "наивные прихожане, не очень образованные, может быть, к сожалению, излишне привязанные к чьей-то личности, оказались вовлечены в сектантскую деятельность".

"Это так называемые околоправославные секты. Можно раскрыть страничку противосектантского центра в интернете и увидеть, что сектами бывают не только "Свидетели Иеговы" или "Аум Синрике", которые к нам пришли из-за рубежа, но секты возникают и около православия за счет греховного, ошибочного и совершенно антихристианского поведения некоторых лжепастырей. Возникают секты, которые ничем не лучше, чем та же самая "Аум Синрике"", — рассказал иеромонах.

Как напомнил известный церковный публицист, "мы видели пару лет назад, как где-то под Пензой какие-то люди закопались, там была и смерть, и уголовное дело возбуждено по этому поводу". "В свое время отец Андрей Кураев сказал очень хорошо — надо, чтобы эти вещи становились известными людям. Они не влекут нарекания на Церковь, они внесут только большую ясность, различие того, что такое Православная Церковь и что такое секта", — добавил он.

Группу из шести паломников бурятские спасатели обнаружили в районе озера Белин-Холь Каа-Хемского района Тувы 12 ноября.

По сообщениям многих СМИ, община паломников из Самарской области числом около 50 человек во главе с заштатным клириком архимандритом Константином (Воробьевым) отправилась в Восточные Саяны два года назад. Перед этим верующие продали свои квартиры, а вырученные деньги пожертвовали "духовному вождю". Вначале община приехала в Кызыл, где отец Константин служил прежде. Для того, чтобы попасть в труднодоступные Саяны, отшельники почти за миллион рублей наняли вертолет.

В первую же зиму отшельничества погибла 18-летняя душевнобольная девушка, сообщает газета "Известия".

— Наташа была любимой духовной дочерью отца Константина, — рассказывает Екатерина Тельных. — Но зачем же он ее повез в тайгу? Она была слаба физически, по полгода в больницах лежала. А в тайге ее заставляли много работать, и у нее случился приступ. Тогда батюшка посадил ее на хлеб и воду. А всем наказал с ней не общаться под страхом епитимьи. Через два дня Наташу нашли на болоте замерзшую насмерть.

В течение двух лет некоторые паломники вернулись домой, а несколько человек умерло. К настоящему времени в группе осталось лишь шестеро: архимандрит Константин, в миру Александр Воробьев (1943 г. р.), Вера Задкова (1942 г. р.), Татьяна Лобанова (1954 г. р.), Рита Садыртинова (1956 г. р.), Елена Киреева (1981 г. р.), Елена Лаптина (1982 г. р.). Одна из отшельниц передвигается в инвалидной коляске, другие имеют различные заболевания.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы