Еще один святой из рода Романовых

На этой неделе российские ученые сделали сенсационное заявление — возможно, найдены останки императора Иоанна VI. Всю свою недолгую жизнь Иоанн Антонович провел в заключении. Там он привык проводить время в молитвах с поклонами и чтении Священного Писания. Могут ли эти обстоятельства и насильственная смерть служить основанием для его канонизации?

Одним из важнейших условий для канонизации святого в Православной Церкви является его народное почитание. Еще до церковного прославления множество верующих людей почитало святыми блаженную Ксению Петербургскую, святого праведного Иоанна Кронштадского, московскую старицу Матрону, протоиерея Алексия Мечева, иеросхимонаха Аристоклия Афонского… Сотни, тысячи людей приходили к местам захоронений известных подвижников, ставили свечи об их упокоении, заказывали панихиды и мысленно обращались с просьбами о помощи. Если в ответ на молитву совершались исцеления и другие чудеса, то свидетельства о них служили дополнительным основанием для канонизации святого.

Независимо от того, будет ли проведена генетическая экспертиза останков, найденных в Холмогорах, и удастся ли доказать их подлинность, находка исследователей привлекла внимание к трагической судьбе императора-узника. Возможно, узнав о жизненном подвиге ребенка-страдальца, кто-то задастся вопросом: а не достиг ли Иоанн VI святости?

Смотрите также видео: Найдена могила Иоанна VI

"Широкого почитания его (императора Иоанна VI — прим. ред.) не было никогда, хотя судьба у него была довольно-таки трагической. И сейчас нет никаких оснований говорить о том, что будет возбужден вопрос о канонизации", — рассказал в интервью "Правде.Ру" протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых и Межсоборного Присутствия Русской православной церкви.

В то же время, по мнению отца Георгия, если бы народное почитание Иоанна Антоновича было, "то тогда была бы возможность говорить об этом". "Может быть, обретение останков что-то изменит", — считает известный священник.

В житии святой блаженной Ксении Петербургской есть эпизод, который указывает на особую духовную, молитвенную связь, сложившуюся между ней и юным узником Шлиссельбургской крепости. За три недели до убийства Иоанна Антоновича блаженная Ксения стала ежедневно и целыми днями горько плакать. Все встречавшиеся с ней, видя ее в слезах, жалели ее, думая, что кто-нибудь ее обидел, и спрашивали ее: "Что ты, Андрей Феодорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?"

Блаженная отвечала: "Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!", — и еще сильнее начинала плакать.

Лишь три недели спустя, когда по Петербургу разнеслась молва о страдальческой кончине Иоанна Антоновича, все поняли, что плачем и непонятными словамио "рекахкрови"блаженнаяКсения предсказывала это убийство.

На пресс-конференции в "Интерфаксе" духовник российского монархического движения иеромонах Никон (Белавенец) подчеркнул, что необходимо подробно изучить жизнеописание убиенного императора и, возможно, начать процесс его канонизации, что позволит Русской церкви обрести нового святого — покровителя "всех невинно в узах пребывающих". Но есть и еще одна категория страдальцев, со стороны которых было бы логично искать заступления у узника-ребенка — это борцы против произвола органов опеки в частности и жестокого обращения с детьми в целом.

Читайте также: Император Иоанн VI может быть причислен к лику святых

Как известно, императором Иоанн Антонович был провозглашен в двухмесячном возрасте. Царствование его было недолгим — всего год и шестнадцать дней, после чего императрица Елизавета Петровна совершила государственный переворот и свергла его с престола. Годом позже маленький император превратился в арестанта, которым и оставался до конца своих дней.

В возрасте четырех лет Иоанна Антоновича навсегда разлучили с родителями — Анной Леопольдовной и генералиссимусом Ульрихом Брауншвейгским. В Шлиссельбургской крепости, куда Иоанна перевели из Холмогор в 1756 году, мальчик страдал от грубого обращения солдат. У ребенка не было достаточного пространства для подвижных игр, поэтому у него развилось заболевание позвоночника.

В последние годы в России и на Украине набирает силу общественное движение, за которым закрепилось название "борцов против ювенальной юстиции" или "антиювенальщиков", хотя правильнее их было бы называть борцами за права родителей против произвола органов опеки. "Антиювенальные" активисты, среди которых много людей верующих и многодетных, протестуют против случаев необоснованного вмешательства органов опеки в семьи и изъятия из семьи детей, проводят акции протеста, собирают подписи.

"Прикрываясь защитой прав ребенка, судьи по делам несовершеннолетних нередко разрушают вполне нормальные семьи. В законе написано, что ребенок изымается из семьи только в том случае, если его жизни угрожает физическое, психическое и моральное насилие. Но что конкретно имеется в виду, не уточнено, и это дает простор для расширительного толкования различных ситуаций. Не единичны случаи, когда родитель, жестоко обращающийся с ребенком, остается безнаказанным, а страдает тот, кто ребенка любит и заботится о нем", — сказано на одном из "антиювенальных сайтов".

Возможно, борцам за право на счастливое детство, которые уже собирались на многолюдные молебны против "ювенальной угрозы", стоило бы заказать и панихиду по убиенному Государю Императору Иоанну Антоновичу. Кто как не ребенок, у которого было отнято детство, способен понять попавших в аналогичную трудную ситуацию?

 

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы