Заступница Руси от иноземных захватчиков

8 сентября по новому стилю Русская православная церковь празднует память одной из самых почитаемых в нашей стране икон Богородицы — Владимирской. После молитвы перед этим образом Русь трижды была чудом спасена — от нашествия войск Тамерлана, ордынского правителя Ахмада и крымского хана Махмет-Гирея. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Праздники в честь Владимирской иконы Божией Матери совершаются трижды в году — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. Самый торжественный из них — праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, отмечаемый 8 сентября, был установлен Церковью в память о чудесном избавлении Москвы и всей русской земли от войск Тамерлана.

В 1395 году могучий завоеватель хан Тамерлан, покоривший к тому времени Индию, Персию и другие восточные страны, взял город Елец, разорил рязанские земли и направлялся на Москву. Московский Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

По взаимному совету Василий Дмитриевич и митрополит Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство.

После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молилось: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!"

В тот самый час, поздним вечером, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. С точки зрения обычной человеческой логики его поступок выглядел абсурдным — Тамерлан не потерпел ни одного поражения в бою, путь на Москву был перед ним открыт, московское ополчение не представляло собой серьезной силы.

В память об этом чуде на Кучковом поле, где встретили икону, построили Сретенский монастырь, а 26 августа (по старому стилю, 8 — по новому) было установлено всероссийское празднование в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

До революции каждый год в этот день из Успенского собора Кремля износили Владимирскую икону Божией Матери и несли ее крестным ходом в Сретенский монастырь. Сретенский монастырь относился к так называемой "северной оборонительной линии", позволяя контролировать дорогу на Ярославль. В 1552 году у его стен москвичи встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани.

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых.

Середина XVII в. была временем особого благосостояния Сретенского монастыря. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. Царская семья делала ценнейшие вклады в монастырь. Наибольшего расцвета Сретенский монастырь достиг к самому концу XVII в., при царе Феодоре Алексеевиче. В это время в монастыре было развернуто большое строительство.

В 20-е г. XVIII в. монастырское хозяйство стало приходить в упадок. Страшный удар по монастырю нанес московский пожар 1737 г. В 1764 г. Сретенская обитель, ещё не оправившаяся от пожара, была преобразована в заштатную, и в ней было разрешено пребывание лишь 14 человек. Восстановление монастыря произошло при митр. Платоне (Левшине). К концу XVIII в. жизнь в монастыре мало-помалу наладилась.

В 1812 г. монастырь вновь оказался в центре исторических событий. Бородинское сражение произошло как раз в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, 26 августа/ 8 сентября. Как и в 1612 г., монастырь уцелел во время московского пожара, но был разграблен французами.

В 1917г. началось выселение монахов из монастыря и захват монашеских келий. В 1922 г. под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья в монастыре изъяли все иконы, серебряные напрестольные кресты, Евангелия в драгоценных окладах, шитые жемчугами митры, богослужебные предметы и сосуды.

В советское время, 4 декабря 1925 г., здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен "обновленцами", но усилиями священномученика Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином.

В 1926 г. монастырь был обращен в приход. С 1928 г. началось разрушение монастырских построек. Вначале разобрали древнюю церковь Сретения Господня, затем — храм свт. Николая. Потом снесли колокольню, кельи и церковь св. Марии Египетской. До настоящего времени в монастыре сохранились лишь Владимирский собор, палаты и бывшие служебные помещения.

Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.

В 1958–1962 гг. собор был отреставрирован, в 1990 г. сюда въехал Научно-реставрационный центр им. Грабаря. С 1991 по 1994 г. в храме располагался приход.

В 1994 г. при приходе разместилось подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Монашеская жизнь начала возобновляться. Сейчас при монастыре действует Сретенская духовная семинария, одно из крупнейших в России православных издательств и интернет-журнал "Православие.Ру", стабильно занимающий первую строчку в рейтинге религиозных сетевых ресурсов. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз "Воскресение". В 2003 году кооператив "Воскресение" получил государственную Столыпинскую премию как "самый эффективный землепользователь в России".

Наместник монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) назначен ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре и включен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Он также является сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

В праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в обители всегда многолюдно. Собор монастыря не в состоянии вместить всех желающих, и богослужение транислируется во двор через динамики. Праздничную икону украшают белыми и голубыми цветами. Такие же цвета преобладают на головных платках прихожанок. Принято считать, что белый и голубой — цвета Богородицы.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *