После Рождества — Дева, и после смерти — жива

Осенний пост завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. День, когда Церковь вспоминает о смерти Матери Божией, — не траур, а радостное торжество. Само слово "успение" означает, что телесная кончина Богородицы была лишь легким сном, за которым последовал переход в вечную жизнь. Как и Пасха Христова, Успение — праздник победы над смертью.

Православное богослужение в этот день удивительно теплое и трогательное. Главная его тема — прощание Богородицы с апостолами, которые, согласно Священному Преданию, чудесным образом прибыли со всех концов земли, где они проповедовали Благую Весть, в Иерусалим. Пречистая Дева сообщает ученикам Христа о Своей предстоящей кончине и просит похоронить Ее в Гефсимании, рядом с могилами Ее родителей Иоакима и Анны и обручника Иосифа. Своего Сына и Бога, Господа Иисуса Христа, Богородица просит избавить Ее от видения нечистых духов и Самому принять Ее душу.

постоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое: и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой", — так обращение к апостолам от имени Божией Матери звучит в праздничном песнопении, которое называется светилен и повторяется трижды.

По Преданию, после Распятия и Воскресения Христова Пресвятая Богородица проводила дни в посте и молитве. Дева Мария часто посещала места, с которыми были связаны события последних дней земной жизни Христа, — Вифлеем, Голгофу, Гефсиманию, гроб Господень, Елеонскую гору. Когда Она молилась на Елеонской горе, Марии, как и во время Благовещения, явился архангел Гавриил и сообщил, что через три дня Она покинет земной мир. Богородица восприняла эту весть с радостью — Она много лет жила надеждой на скорую встречу со Своим любимым Сыном в Его небесных обителях.

Архангел Гавриил принес Пречистой Деве райскую ветвь и рассказал, что кончина Ее будет безболезненной и похожей на тихий сон. Богородица попросила апостола Иоанна Богослова, который приходился Ей названным сыном, приготовить все необходимое для погребения.

На иконе праздника Богородицу изображают лежащей на смертном одре. Господь Иисус Христос в сопровождении ангельского воинства сошел с неба, чтобы в Свои руки принять душу Матери. На иконе душа Девы Марии изображается в виде маленькой девочки, которую Спаситель держит на руках.

Иногда возле гроба изображают человека с отсеченными руками. Это иудейский священник Афоний. Согласно Преданию, Афоний ненавидел христиан. Когда он увидел, что тело Матери Того, Кого он считал преступником, принявшим позорную казнь, сотни учеников Христовых торжественно несут с почестями и песнопениями, Афоний в ярости подбежал ко гробу Марии и попытался его перевернуть. Но невидимый ангел отсек ему обе руки, и они повисли на гробе.

Афоний в ужасе просил рабов Христовых помиловать его. После того, как он признал Иисуса Христом, о Котором предвозвещали пророки, его руки срослись, остались только отметины на месте ран.

Тело Пресвятой Богородицы было погребено в Гефсимании в пещере. Когда к Ее гробу на третий день прибыл опоздавший на похороны апостол Фома, ученики Христовы пожалели его и отвалили камень, закрывавший вход в гробницу, чтобы Фома тоже смог проситься с Матерью Божией. Но в пещере не нашли Ее тела — там были только пустые погребальные пелены.

Читайте также: Успенский пост - короткий, но строгий

"Успение Божией Матери, как церковные молитвы говорят о нем, это временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге. Но тут еще нечто большее: мы знаем из церковного Предания, мы верим опытом Церкви и опытом нашей собственной внутренней жизни, что как Христос воскрес, так и Божия Матерь не могла быть, даже телесно, удержана тлением во гробе. Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей верой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало общего воскресения, это уже воочию виденное нами наше будущее", — сказал в проповеди на этот праздник митрополит Антоний Сурожский.

Праздник Успения, который называют "Богородичной Пасхой" и "Славой Богородицы", особо почитался на Руси. Именно этому празднику посвящены три великие украинские лавры — Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская. В России Успение является главным праздником Псково-Печерского монастыре, где торжественный крестный ход в этот день проходит по дорожке, выстланной из цветов. Успению посвящены главные соборы разных городов, среди них наиболее известны патриарший собор Кремля, кафедральный собор города Владимира, памятник русского зодчества XII века, и кафедральный собор на Соборной горе в Смоленске.

"Если Бог внимает мольбам прочих святых, это — Его милость, потому что Он — Владыка святым; а если внимает молениям Матери Девы, то это Его долг, ибо Он — Сын Девы. Богом дан закон, чтобы сын чтил мать; и с тех пор, как Бог восприял плоть от Матери, Он подчинился Своему собственному закону", — пишет Георгий Никомидийский. Пресвятую Богородицу, Которую в кондаке праздника называют "неусыпающей в молитвах", почитают в народе как Заступницу пред Своим Сыном даже за самых отъявленных грешников, имеющую особое дерзновение к Богу.

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *