Спасет ли покаяние от жары

Горят леса и деревни, клубы гари застилают небо… Для полноты апокалиптической картины не хватает одной детали: монаха в черном капюшоне, прикрывающем изможденное постом лицо, который бы бродил от пепелища к пепелищу и взывал: "Грешники, покайтесь! Иначе не избежать вам гнева Божия". А если кто-то и вправду решит покаяться, как это сделать?

1. Осознать свои грехи.

2. Исповедовать их в церкви.

"Покаяться — это значит осознать свои грехи, в первую очередь, наиболее тяжелые. Положить в сердце свое больше никогда этого не делать. Если это грехи против ближних типа воровства, то возместить по возможности украденное. Потом пойти в храм на исповедь и исповедовать грехи, чтобы Господь их простил", — рассказал в интервью "Правде.Ру" игумен Сергий (Рыбко), настоятель московских храмов Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище и Собора Московских Святых в Бибиреве, известный миссионер.

После покаяния в грехах, как отметил отец Сергий, нужно "стараться жить благочестиво". "Господь не просто сказал покаяться, но покаяться и принести плоды достойные покаяния. То есть, противоположные добродетели нужно в себе развить, раскрыть", — продолжил он.

3. Развивать в себе добродетели, противоположные грехам.

4. Привести в порядок личную жизнь.

"Многие согрешают грехами против целомудрия, не хранят супружеской верности или живут "гражданскими браками", то есть в блудном сожительстве. Многие молодые люди до создания семьи грешат блудом. Такое легкомысленное отношение к этим грехам — следствие безбожной жизни", — отметил игумен.

Как подчеркнул он, "нужно хранить верность мужу или жене, а если человек пока не состоит в браке, то хранить верность будущему супругу".

"По-христиански надо начать жить. Опять-таки, в храм ходить. Как бы человек не старался быть добродетельным, без Божией помощи у него это не получится", — считает игумен.

5. Найти дружную церковную общину.

6. Помогать ближним.

7. Учиться любви к ближним.

По мнению отца Сергия, "храм — это не только молитва, не только исповедь, причастие, участие в литургии, это общение. Это община, новые люди, новые идеи".

"Есть такие сообщества, в которых своим духовным друзьям люди последнее отдадут. Совершенно меняется жизнь человека, в нее входят новые ценности, появляется новый взгляд на мир, основанный на любви. Главное — это любовь к ближнему. И здесь есть полная возможность ее воспитать, проявить. Тебе помогут, ты поможешь, узнаешь, насколько это сладко — помогать другим людям, которые в этом нуждаются", — рассказал он.

"Исторически всегда воспринималось, что любая засуха — это наказание Божие, какиливневые дожди. Особенно, когда экономика была, скажем так, менее коммуникабельной. Естественно, что любая засуха, любая аномалия в погоде в ту или другую сторону могла привести просто к голоду, к смерти. Поэтому существовали испокон веков чины молебнов в бездождие, или, наоборот, от излишних ливней. Пророк Илия всегда почитался в христианском народе как молитвенник о ниспослании дождя или наоборот, о его прекращении, если дожди излишни. Есть такой уже сложившийся взгляд в Церкви, в простом народе", — отметил отец Сергий.

По его мнению, "когда горят уже дома, гибнут люди, конечно, это Божие наказание людям, которые не воспринимают благочестие так, как должно воспринимать".

"Если мы обратимся к ветхозаветной истории, то увидим примеры, когда те же самые вещи происходили в Израиле. Люди там не были атеистами, не были идолопоклонниками, они искренне верили в Бога, но вера была на бытовом уровне. Вера без дел мертва. Как говорит Господь в Евангелии: "…приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня"", — подчеркнул отец Сергий.

Читайте также: Аномальная жара — повод задуматься о вечном

Как считает он, "показать веру должны все-таки дела людей. Если они добрые, соответствуют евангельским заповедям, то все в жизни бывает в порядке. Как Господь Иисус Христос сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его". Когда человек живет по Евангелию, то Господь его хранит, устраивает мирные дни и благоденствие, дает все необходимое для жизни. И достаток дает, и здоровье, и "благорастворение воздухов", о котором мы каждый раз молимся на литургии. Когда человек отступает от этого, начинаются бедствия".

"Бедствия постигают весь народ, но те отдельные люди, которые благочестиво живут, остаются хранимы. А носители греха, в особенности, те, кто служит примером греха, в первую очередь наказываются Богом", — продолжил отец Сергий.

Как подчеркнул он, "посылается наказание Божие не с целью покарать, а для того, чтобы человек как-то задумался. Славянское слово "наказание" происходит от "наказ", то есть, урок. Преподать людям урок, чтобы они как-то задумались о своей жизни. В том же Евангелии от Луки сказано: "Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете".

Отец Сергий рассказал, что в последнее время пожары часто побуждают людей приходить в храмы и молиться. "Раньше б молились, тогда бы и пожаров не было", — считает он.

Эту и другие статьи рубрики "Религия" можно обсудить в группе на "Facebook"

 

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *